«Чернобыль» глазами Данилы Козловского: «Это наша общая история, катастрофа, коснувшаяся очень многих»
15 апреля в российский кинопрокат вышла вторая режиссёрская работа Данилы Козловского «Чернобыль», который также сыграл в фильме главную мужскую роль. В основу сюжета была взята страшная Чернобыльская трагедия 1986 года. Но фильм не столько о самой катастрофе, сколько о чистой и безграничной любви на её фоне, а также об обыкновенном человеке, совершившем подвиг. Козловский говорит о картине следующее: «Чернобыль — это наша общая история, катастрофа, коснувшаяся очень многих. Для меня главное, чтобы люди пришли на фильм не просто посмотреть на масштаб или уникальные съёмки подводных сцен, а испытали сильное эмоциональное переживание, подключились к человеческой истории о том, как катастрофа ворвалась в жизни обычных людей, как изменила их судьбы и невольно сделала из них героев».
Сюжет «Чернобыля» разворачивается вокруг обыкновенного молодого парня по имени Алексей Карпушин. Он работает пожарным на атомной станции в Припяти, знает все её закоулки. Впервые в жизни Алексей по-настоящему влюбляется. Это была парикмахерша Оля, которая недавно вернулась в Припять. Оля в одиночку воспитывает десятилетнего сына, подруги то и дело пытаются выдать её замуж. Одним из клиентов Ольги стал её давний знакомый Алексей, с которым они расстались много лет назад. Алексея не пугает наличие у возлюбленной ребёнка (позже выяснится, что он — сын Алексея), парень набирается смелости и признаётся Ольге в любви… девушке несостоявшегося когда-то жениха. Вместе они планируют переезд в Киев, где Алексею предложили новую работу.
Всё шло просто замечательно до одного чудовищного дня. Авария на Чернобыльской АЭС ставит под угрозу мечты и жизнь влюблённых, а также всех людей, проживающих в Припяти. Взрыв реактора несёт чудовищные разрушения: могут погибнуть тысячи невинных людей, оказавшихся в зоне радиационного поражения. Есть большая вероятного второго взрыва, который будет разрушителен. Чтобы этого не произошло, придётся спуститься под ядерный реактор, выпустить воду и предотвратить катастрофу. Сделать это очень непросто, ведь все помещения затоплены, повсюду радиация, но есть другой путь, который знает Алексей.
Вместе с двумя другими добровольцами, инженером Валерой и водолазом Борисом, Алексей отправляется в затопленные камеры четвёртого реактора. Температура воды под реактором составляла +56 градусов и продолжала увеличиваться. Людям, которые рискнули в неё погрузиться, грозили невероятные дозы облучения, несовместимые с жизнью… Парням предстоит в кромешной темноте и собственноручно найти задвижки, открыть их, выпустить воду и предотвратить новый этап катастрофы. Создатели фильма решили сконцентрироваться именно на трёх персонажей, объединив в них несколько сотен реальных человеческих историй.
Данила Козловский говорит: «Конечно, масштаб случившегося важен, но мы стремились показать, что при этом происходит с людьми, с их чувствами: как меняет их эта история, какие вопросы и выборы ставит перед ними и какие решения они принимают, как расстаются с любимыми и как вновь обретают любовь, но при этом осознают, что уже никогда не смогут быть вместе. Это кино о людях, вынужденных стать героями поневоле, вопреки всему. Самое главное, что это кино о людях, о сложном и непростом чувстве любви, о самопожертвовании, о том, как жизнь поневоле делает из обычных людей героев вопреки их желанию и характеру».
Создатели фильма сконцентрировались именно на эмоциональном аспекте, на людях, чьи судьбы были разрушены случившейся аварией. Зритель видит, что в момент катастрофы люди не руководствовались животным принципом «каждый сам за себя», а старались оказать поддержку друг другу, посильную помощь. Трагедия объединила всех вместе, показала, что есть герои и неравнодушные, которые готовы пожертвовать собой ради других, ничего не требуя взамен. Что особенно хочется отметить, так это то, что из Алексея Карпушина создатели сделали настоящего советского супергероя. На фоне других у него явно есть какие-то сверхспособности, которые помогают ему трижды выбираться живым из атомной электростанции, в то время как другие люди один за одним гибнут в огне и радиации. Это лишает фильм некоторой правдоподобности, хоть зритель и может надеяться на счастливый любовный happy end — Алексей + Ольга. Не может обычный человек быть настолько неуязвимым перед лицом истинной смерти, но Карпушин доказывает обратное.
В фильме много внимания уделяется именно подводным съёмкам. Это был не просто бассейн, а затопленные декорации, где герои плыли с фонарями. Было сложно сделать так, чтобы зритель видел всё происходящее под водой, ведь важно было учитывать, что вода не может быть кристально чистой после катастрофы. Данила Козловский вспоминает: «Во время работы над подводными сценами мы долго не могли снять эпизод, в котором персонажу Филиппа Авдеева становится плохо… потому что он играл слишком натурально! Он научился так мастерски выплевывать изо рта загубник и оседать по стенке, что дублей пять подряд были сорваны из-за того, что местные спасатели, дежурившие на съёмках, бросались ему на помощь, пытались вставить загубник обратно и поднять на ноги. Они были уверены, что актёр находится в состоянии шока, а Филипп отбивался от них и кричал: «Я играю! I’m acting, I’m ok!».
Чтобы сделать фильм максимально правдоподобным, создателям пришлось лично общаться с ликвидаторами и очевидцами аварии, среди которых были врачи, пожарные, инженеры. Это были реальные и душещипательные истории, которые не оставили равнодушны ни одного члена съёмочной группы. Пришлось посетить действующие атомные электростанции, чтобы увидеть функционал различных подразделений, изучить работу. Большая часть съёмок «Чернобыля» происходила на территории Курской атомной электростанции, что придало фильму особую энергетику. Съёмочная группа направила большие усилия, чтобы максимально точно воссоздать атмосферу того времени, где происходит действие фильма. Художникам пришлось потрудиться и собрать тысячи единиц подлинных исторических артефактов, которые передавали дух 80-х годов XX века.
Драматический фильм «Чернобыль» — это очень эмоциональный рассказ о смелых, отважных людях, которые не побоялись рискнуть всем, чтобы спасти тысячи жизней, невольно ставших участниками трагедии. Создатели сделали всё возможное, чтобы зрители сопереживали героям, поставили себя на их место и поняли, что нет ничего важнее поддержки, взаимопомощи и бескорыстия. «Чернобыль» получился масштабным и местами захватывающим фильмом, который непременно стоит посмотреть. Только вот может показаться, что картина получилось затянутой — многие сцены не несут никакого смысла, их можно было запросто вырезать, сократив хронометраж. Но на это можно попробовать не обращать внимание. Актёрская игра выше всяких похвал. Данила Козловский мастерски изображает человека, от которого зависит успешность «миссии спасения». Его герою сопереживаешь, кажется, что актёр действительно переживал эту трагедию лично — ужас и страх написаны на его лице. Остальные актёры играют тоже правдоподобно, им действительно сопереживаешь и понимаешь, насколько сложно пришлось всем тем людям, которые пережили катастрофу на Чернобыльской станции.
«Чернобыль» точно не понравится тем, кто смотрел и остался под впечатлением от одноимённого мини-сериала, созданный американским каналом HBO совместно с британской телесетью Sky. Фильм больше сосредоточен на людях, а также любовной истории Оли и Алексея, в то время как в сериале показывают реальную трагедию, всю её суть и то, как устраняли последствие катастрофы. По этой причине фильм «Чернобыль» смотрится намного легче, зрителям не дают вникнуть в саму трагедию, она идёт как бы мельком, за супергероем Козловского. Для тех же, кто ещё не успел посмотреть сериал, лучше будет сначала сходить в кино на фильм, а уже после включить проект НВО. Вы будете шокированы и удивлены одновременно.
Источник фото: Централ Партнершип
Читайте самое интересное от Mainstyle на ЯНДЕКС.ДЗЕН