Большая тройка аукционных домов — Christie’s, Sotheby’s и Phillips — отчиталась о результатах продаж в неочевидном для себя сегменте. Речь идёт не о предметах искусства, как можно было подумать, а о торгах за часы, ювелирные изделия и сумки. За 2019 год участники аукционов приобрели таких предметов ни много ни мало более чем на $1 млрд. И если раньше рассказы стилистов о том, что сумка Hermès или кольцо Bulgari являются инвестицией в свой гардероб, воспринимались с лёгкой усмешкой, то теперь пришло время, когда за отдельными моделями буквально охотятся и готовы повышать цену в десятки раз. Как устроен бизнес аукционов предметов роскоши и на чём действительно удастся заработать? Расскажем.
Бренды сами подогревают интерес к вашей покупке
У этого сегмента коллекционного рынка есть одна важная особенность: его развитие определяют не только продавцы и коллекционеры, но и сами бренды, выпустившие то или иное изделие. По сути, они сами стимулируют спрос — постоянно вкладывают в рекламу и имидж, трепетно следят за ценностью бренда, легендой и традициями. Названия Cartier, Hermès и Chanel овеяны легендами, а обладать какой-либо вещью их производства — значит прикоснуться к истории. Вы вряд ли увидите на билбордах крупных мировых столиц репродукции картин художников Возрождения, а вот названия люксовых марок и красивые фотографии будут смотреть на вас с каждого экрана.
Интересно, что некоторые бренды ставят своей задачей не только продать свои новые коллекции, но и подогреть интерес к вторичному рынку. Например, Cartier скупает на вторичном рынке украшения собственного производства для своего музея, богатого фонда ювелирных изделий. Таким образом для инвестора вложения в предметы роскоши обладают практически гарантированной доходностью из-за непрерывного участия в процессе компаний-производителей.
Не всё то золото, что блестит
В 2019 году аукционный дом Phillips отчитался о росте годового оборота в сегменте ювелирных изделий на 23%. Не хуже дела идут у Sotheby’s и Christie’s. Суммарный оборот продаж в этом сегменте у трёх главных аукционов мира достиг в прошлом году внушительных $774 млн. В этой части правят бал Cartier (на его долю приходятся основные продажи), Van Cleef & Arpels, Bulgari, и постепенно наращивает обороты Tiffany & Co. Например, кольцо Tiffany начала XX века с трехкаратным голубым бриллиантом было продано за $1,6 млн.
Кольцо Tiffany начала XX века с трехкаратным голубым бриллиантом
При этом тут на инвестора работают сразу два фактора — бренд и сама природа изделия. Всё-таки ювелирные камни и благородные металлы будут цениться в любую эпоху, кроме того, определённая прослойка населения земного шара доверяет драгоценностям больше, чем деньгам.
Что влияет на стоимость, а значит и на инвестиционную привлекательность? Уникальность и качество материала, бренд, состояние изделия и его история — например, владела ли данным украшением известная личность. Есть в этом рынке и свои веяния моды. Так, в последние несколько лет особым спросом пользуются цветные бриллианты. Поспорить с ними в популярности могут разве что ювелирные изделия периода ар-деко.
Patek Philippe Grandmaster Chime
Время бесценно
Наручные и карманные часы вторые по объёмам продаж аукционного рынка luxury-аксессуаров. Здесь ценятся часы, созданные до Первой мировой войны, первые модели наручных часов на ремешке (так называемые first straps), винтажные часы, выпущенные до 1980-х годов, и современные «сложные» часы, так называемые complication watch. Последние, как правило, выпущены в единичных экземплярах, созданы из драгоценных металлов, украшены камнями и вообще сделаны по принципу «чем сложнее, тем дороже».
В лидерах продаж модели Rolex (например, Submariner или Daytona), Patek Philippe (коллекция Nautilus) и Omega Seamaster. Однако, как отмечают эксперты рынка, в целом часы дорожают неторопливо и свой инвестиционный потенциал раскрывают только в течение нескольких лет, а то и десятилетий. И всё же результаты продаж впечатляют — так, Patek Philippe Grandmaster Chime были проданы на аукционе в прошлом году за $31 млн.
Сумки Hermès
Сумки, которые вы вряд ли будете носить
По сравнению с часами и ювелирными изделиями сегмент дамских сумок пока занимает немного места в аукционном топе. Да и мода на коллекционирование отдельных моделей появилась относительно недавно. И всё же годовой оборот продаж сумок на аукционах составляет около $30 млн. Для них проводят даже специализированные торги, например, Artcurial в Париже. Сумки появились на торгах лишь пару десятилетий назад. Начиналось всё с так называемых it bags — культовых моделей с историей или уникальным дизайном, нередко существующих в единственном экземпляре. Позже некоторые бренды вроде Hermès или Chanel стали чаще создавать лимитированные серии с уникальным дизайном и фурнитурой из драгоценных металлов и камней.
Часть аукционного рынка обеспечивают владелицы, которые в нулевых скупали все новые модели, а уже на следующий год отправляли их на дальние полки гардеробов. Ведь тогда считалось, что вещь из прошлой коллекции — настоящий моветон. Однако теперь они могут вернуть часть потраченных денег, а коллекционеры — найти интересные экземпляры. Сегодня в крупных аукционных домах существуют отдельные департаменты сумок, специалисты которых прекрасно разбираются в вопросе.
Что важно для инвестиций: бренд, подлинность, состояние, уникальность (лимитированная ли это коллекция). А вот имена владельцев уже не вызывают небывалый пиетет, как в случае с украшениями. В последние 10–15 лет постоянно растут в цене Hermès Birkin, особенно с драгоценной фурнитурой, из редких материалов и редких цветов, Hermès Kelly (за снятыми с производства моделями вроде Kelly 15 идёт настоящая охота), Chanel и Louis Vuitton. Результаты впечатляют: Hermès Birkin 30 из крокодиловой кожи с белым золотом и бриллиантами 2014 года выпуска продали в Гонконге весной почти за $400 000 (2014 год).
Hermès Birkin 30 из крокодиловой кожи с белым золотом и бриллиантами 2014 года выпуска
Отдельного упоминания заслуживают сумки, которые расписали известные художники или украсили именитые ювелиры. Иногда это делалось по заказу клиента, иногда сами бренды выступают инициаторами творческих коллабораций. Особенно это любит владелец LVMH Бернар Арно. Так что у этого неочевидного еще пару десятилетий назад рынка специалисты видят сегодня большой потенциал.
Источник фото: Gettyimages; Christie’s;
Комментарии