Космические гладиаторы и поиск себя: каким вышло продолжение «Дюны» Дени Вильнёва?
Многосерийная экранизация романа Фрэнка Герберта от Warner Bros. и Legendary, ставшая масштабной авантюрой для всего молодого поколения зрителей, начинает новую главу. Сделав большой шаг к переосмыслению футуристического бестселлера три года назад, режиссёр Дени Вильнёв не насладился овациями сполна и пошёл ещё дальше. И если в первой части «Дюны» мы лишь постепенно познавали иерархию того мира и знакомились с историями героев, то теперь настало время для действий.
Как и подобает научной фантастике, фильм переписал правила, продемонстрировав революционные визуальные эффекты и столь же поразительное звучание, настолько, что эти элементы стали превалировать над сюжетом: межпланетной битвой за редчайший ресурс галактики. Но не принимайте это продолжение за сиквел. Это вторая половина саги, которую Вильнёв хотел бы продолжить ещё и в третьей части. Как и Кристофер Нолан, режиссёр работает в максимально возможном масштабе, подгоняя средства массовой информации под своё видение. Как и Нолан, он прибегает к помощи композитора Ханса Циммера, чтобы всё звучало так же потрясающе, как и выглядело.
На Земле люди занимают особенное место в пищевой цепочке. Вы рискуете быть съеденным хищником, если сбились с пути во время сафари или заплыли в тёмные, кишащие акулами воды. В вымышленной вселенной писателя стоит быть начеку даже в безмолвной пустыне, ведь вы рискуете столкнуться с гигантскими песчаными червями. В начале первого фильма королевские особы по приказу императора вселенной готовятся покинуть свою родную планету, водный мир под названием Каладан, и перебраться на засушливую планету Арракис, известную также как Дюна. Переезд на Арракис проходит катастрофически неудачно: многие члены Дома Атрейдесов убиты врагами, в первую очередь бледным и злодейским Домом Харконненов, а отец Пола погибает. Пол и леди Джессика бегут в пустыню, где после долгих трудностей находят непростых союзников в группе фременов, коренного населения планеты. Племенной народ, приспособившийся к суровым условиям Дюны с помощью хитроумных тактик выживания, рассеян по планете. Некоторые борются за свободу от власти императора, многие молятся о мессии.
Опираясь на ту же завораживающую и местами пугающую эстетику, режиссёр относится к каждому кадру как к полноценной картине. Каждый элемент гардероба и атрибутика кажутся переданными через тысячелетия альтернативной истории человечества, от заумных иероглифов до необычных вуалей, призванных скрыть лица тех, кто манипулирует рычагами власти. Подход Вильнёва к адаптации романа — это, по сути, разумная дистилляция. Как и в первом фильме, сюжет развивается плавно, идёт своим чередом (за ним легко следить), а в диалогах всё чаще упоминается Бене Гессерит — таинственное религиозное братство, которое стало более заметным во второй части.
Действие фильма разворачивается сразу после жестокого геноцида, когда трупы бесчисленного количества людей становятся мишенью для огнеметов Харконненов. Вступительные слова принадлежат принцессе Ирулан (новый персонаж в исполнении Флоренс Пью), дочери императора, которая вступила в сговор с сектой колдунов-экстрасенсов Бене Гессерит, чтобы очистить клан Пола, Дом Атрейдесов, и передать контроль Харконненам во главе с бароном. Антагонистов легко опознать, а вот героев серии книг Герберта, которые с большим скептицизмом следят за становлением Пола как апокрифического спасителя, не так уж и много. Режиссёр задаёт зрителям вопрос: на самом ли деле главный герой мессия или просто он исполняет пророчество? Могли ли многовековые религиозные верования быть внедрены с явной целью манипулирования массами? Хотя в продолжении Пол с горящими глазами наслаждается своей местью, его также мучают видения грядущей священной войны, и он вправе задаться вопросом о своей судьбе.
Подобно Энакину Скайуокеру и его сыну Люку из серии «Звёздных войн», этот могущественный лидер тоже тяготеет к тёмной стороне. Мораль «Дюны» не столь однозначна, и многие пропустят или неправильно истолкуют глубоко амбивалентный тон последних минут фильма. То, что выглядит как триумф, вполне может оказаться поворотом к худшему.
Но не переживайте, если вы с трудом ориентируетесь на Арракисе. Практически всё здесь имеет два названия, ведь это мир диаметрально противоположных народов с конкурирующими языками, один из которых гортанный, а другой беззвучный, передаваемый с помощью знаков рук. Роман Герберта может оказаться непосильной ношей для обычного читателя, который не сможет отличить песчаного червя от сардаукара, и это одна из причин, почему подход Вильнёва стал настоящим прорывом. Он сократил всю мифологию до чего-то более понятного и регулярно подкрепляет её дерзкими экшн-сценами. Фильм погрузил зрителей в мир, где уже давно сложились обычаи, политика и технологии, не позволив сложности этих элементов затормозить повествование.
Однако это не значит, что «Дюну» Вильнёва можно назвать современной адаптацией киновселенной Marvel или DC. Временами он скорее напоминает Андрея Тарковского, ведь режиссёру нужно почти пять часов, чтобы рассказать о том, что Дэвид Линч сделал за два с небольшим часа (хотя в некоторых отношениях версия книги 1984 года, ставшая культовой, едва затронула проблемы Герберта).
Если «Часть вторая» местами кажется затянутой, то это лишь потому, что Дени уделяет время именно развитию связей между персонажами. Чани поначалу относится к Полу с достаточным скептицизмом, чтобы придать их неизбежному роману некоторую изюминку. Но оба актёра с ощутимой лёгкостью подходят друг другу, когда их персонажи становятся ближе. И хотя они немного перебарщивают с загадочными взглядами и щенячьими глазами, вместе Шаламе и Зендея всё же очеловечивают историю, придавая ей необходимые личные переживания и теплоту, которая помогает сбалансировать леденящее душу насилие.
Пол, возможно и является своего рода мессией, но Чани в исполнении Зендеи выступает с ним на равных, вставая на сторону повстанцев-фременов, пока Харконнены запускают солдат. Испытания захватывают в основном потому, что Вильнёв уделяет столько же времени эмоциональной эволюции Пола, отражающейся в трансформации от чёрствого юноши, которого мы видели в начале «Дюны», к напористой, даже властной личности в этом фильме. Без единого слова об этом свидетельствуют поразительные контрасты между светом и темнотой, макросъёмка выжженного солнцем Арракиса и более крупные планы. В одном пророческом видении Пол даже оказывается лицом к лицу со своей сестрой (девушку играет Аня Тейлор-Джой), хотя события фильма происходят задолго до её рождения.
Более значимым новым персонажем можно назвать Фейд-Раута (безволосый Остин Батлер, зубы которого чернеют за дьявольской улыбкой). В отличие от своего дяди, который постоянно отмачивает своё раздутое тело на спа-процедурах, свирепый На-Барон, кажется, был высечен из мрамора, буквально сверкая во время гладиаторского поединка, который стал одним из кульминационных моментов фильма. Учитывая близость Фейд-Раута к власти, неудивительно, что Бене Гессерит рассматривают его как соперника в своих теневых играх.
Зрители, избалованные сериалами, которые оперируют сложными стратегиями и взрывными противостояниями на протяжении многих лет, найдут в многосерийной саге Вильнёва удовлетворение, которое могут предложить немногие фильмы. При всех сложностях, с которыми столкнулся режиссёр при адаптации романа для экрана, ни одна из них не казалась более непреодолимой, чем сохранение верности сложности гербертовского Пола Атрейдеса, чья сила не столь велика, сколь триумфальна. Потревоженный амбициями своей матери и преследуемый апокалиптическими видениями, он остаётся таким же неуверенным в своей судьбе, как и мы все.
Это внушительная авантюра, учитывая затраты на создание фильмов такого масштаба, и кредит доверия кинематографу, который всё ещё не восстановился до пандемического уровня, когда франшиза только была задумана. Кажется, что от «Дюны» зависит судьба не только неземного Арракиса.
Источник фото: Warner Media
Всё самое интересное от Mainstyle в разделе ТОП-10