Не верь глазам своим: выставка Юрия Альберта и Виктора Скерсиса на 40-м этаже Москва-Сити
7 сентября в пространстве ILONA-K artspace открылась выставка Юрия Альберта и Виктора Скерсиса. Любителям современного искусства эти имена знакомы в качестве участников ярких творческих объединений — «Купидон», артель «Царь Горы», группа «Эдельвейс». Также они выставлялись буквально по всему миру, а некоторые работы находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Русского музея, Центра Помпиду и многих других. Теперь же двум давним друзьям, но при этом представителям совершенно разных стилей, предоставили общую площадку. Выставка «Неуместное глубокомыслие» разбита на два пространства: камерное помещение второго этажа башни «Меркурий», где приглушённый свет будто призывает остановиться и погрузиться в глубину смыслов представленных работ, и 40-й этаж этого же здания, где расположились яркие полотна, вступающие в смелый диалог с головокружительными видами и открытым пространством, залитым солнечным светом.
Одна из самых ярких и удивительных работ выставки – серия «полотен» Юрия Альберта, представляющих из себя 12 зеркал, на каждом из которых в технике шелкографии зафиксированы запотевшие следы дыхания художника по числу дней в каждом месяце. Каждый день на протяжении 2018 года Юрий Альберт делал эти оттиски своего дыхания. Сегодня в свете пандемии, когда множество людей испытывали трудности с дыханием, эта работа под названием «Я всё ещё жив» кажется пророческой и буквально поражает сознание. В других работах Альберт использует карикатуры советских и западных авторов. Для него это высказывания конкретных художников, отражающих мнение части общества в прошлом. Поместив их работы в контекст искусства XXI века, Юрий подвергает их смысловой трансформации, превращающей сатиру в самокритику.
Виктор Альберт в свою очередь предлагает нам сыграть с его работами в игру. Узнаваемые образы на картинах, по его утверждению, являются совсем не тем, что нам кажется на первый взгляд. «Не верь глазам своим», — говорит художник и сетует, что рисует абстрактное пятно, а оно в глазах зрителя оказывается чем-то до боли знакомым. «Модель, представленная на выставке, предполагает, что искусство — это манифестация мышления, это сон, который могут увидеть все. В этом сне абстрактные размышления представляются конкретными образами, а конкретные объекты являются абстракциями. Игра очевидного и подразумеваемого — это и есть искусство!», — объясняет автор.
Поэтому на одной из абстрактных композиций под названием «Триумф эссенциализма», выполненной в оранжевых и голубых тонах, большинство зрителей видит… морковку. Название же при этом отсылает нас к спорам об искусстве середины прошлого века и к идеям Платона о сущностях вещей. Виктор Скерсис считает, что каждый посетитель выставки просто должен вернуться к простой истине: «Мы видим просто краски на холсте». Такая же игра происходит и в серии других работ.
В серии «Узоры», написанной в брутальной манере монохромной примитивисткой абстракции на больших холстах, Скерсис, наоборот, будто избавляется от наслоений смыслов и предлагает видеть лишь импульс, движение, некую схематичность, и не искать подтекстов. В другой раз зрителю предлагают стать «соавтором» искусства — взять трубочку и «с нежностью и ответственностью», как говорится в инструкции, подуть на парящую в воздухе конструкцию с лопастями-носками. Телекинетическая скульптура под названием «Ветерок» придёт в движение, а новоявленный участник перформанса тем временем сможет поразмышлять над тем, зачем он это сделал.
В общем, если вы готовы размышлять о вечном в ироничной форме, не обижаетесь на лёгкие подтрунивания авторов и будьте готовы открыть сознание новому, выставка «Неуместное глубокомыслие» станет хорошим «тренажёром» самоиронии и в то же время совершенно осознанной глубины взгляда внутрь себя. В ILONA-K artspace представлены более 30 произведений авторов, некоторые из которых созданы специально для галереи. Выставка открыта в башне «Меркурий» до 7 ноября.
Источник фото: Архивы пресс-служб
Всё самое интересное от Mainstyle в разделе ТОП-10