Exclusive

Писатель Александр Цыпкин: «Юмор — это всегда борьба со страхом»

автор:

Писатель Александр Цыпкин интервью

Писатель Александр Цыпкин в прессе чаще всего появляется с приставкой «модный». Он пример того, как за относительно короткое время можно превратиться в известного литератора, просто опубликовав свои рассказы в социальных сетях. При этом ещё каких-то 5–6 лет назад он был PR-специалистом и бренд-директором крупных компаний, и просто однажды решился прочитать компании знакомых и друзей свои рассказы-заметки о современной жизни. Популярность пришла благодаря ироничным зарисовкам взаимоотношений мужчин и женщин, фирменный сарказм бывшего пиарщика быстро стал узнаваемым, а проект «БеспринцЫпные чтения» соединил литературу и театр. Автор и приглашённые актёры гастролируют по городам и читают произведения Цыпкина со сцены. В проекте принимали участие Данила Козловский, Константин Хабенский, Виктория Исакова, Максим Виторган и многие-многие другие.

Сегодня Александр существенно расширил диапазон тем и настроений своих произведений. Это уже не только насмешливые скетчи о неловких ситуациях жителей современных мегаполисов, но и глубокие лиричные рассказы, которые заставляют публику в зале задуматься о вечном. Поговорили с Александром о моде на сатиру и о современных читателях, о том, как их привлечь, и почему юмор – универсальный язык, понятный для всех, независимо от гражданства и вероисповедания.

Писатель Александр Цыпкин

О тщеславии

Далеко не все писатели решаются на публичные чтения, предпочитая скрываться за формулировкой «за меня всё скажут мои книги». Почему вы решили создать проект «БеспринцЫпные чтения» и не только приглашать известных личностей, но и выступать лично?

Почему решил создать проект? Во-первых, тщеславие. Я не могу себе представить, что мои тексты становятся известными, а слава проходит мимо меня. Именно поэтому я преклоняюсь перед стойкостью сценаристов, потому что чаще всего мы не знаем лично тех, чьи фразы бесконечно цитируем. Во-вторых, мне показалось, что короткие вещи (я начинал с них и, скорее всего, остановлюсь на них) лучше всего заходят, когда их раскрашивают актёры на сцене. Третья причина — лень. Ведь гораздо проще, если ты сочиняешь исключительно диалоги и повороты сюжетов, а остальное за тебя делает актёр. Дальше — гордыня, разумеется. Потому что тебе кажется, что сам ты делаешь всё значительно лучше. А ещё — жадность. Ведь театральные публичные выступления — часть шоу-бизнеса. А также корпоративные выступления, большие залы… Это всё несравнимо с гонорарами от книг. Хотя и они стали достаточно значительными. Итого всё от лукавого: сплошные пороки двигают моё творчество.

«Не хотел бы, чтобы по сериалу «Беспринципные» историки потом изучали историю Москвы. Это будет катастрофа»

 

Сериал «Беспринципные», основанный на сатирических рассказах Александра, вывел его популярность на новый уровень. Зарисовки из жизни светской Москвы и богатых обитателей Патриарших прудов с удовольствием стали смотреть и те, кто может узнать в персонажах себя, и те, кто никогда на этих самых Патриках не бывал. Проект уже продлён на второй и третий сезоны. Не всегда приличные истории о приличных, на первый взгляд, людях воплотили актёры Павел Деревянко, Оксана Акиньшина, Ингеборга Дапкунайте, Николай Фоменко, Юрий Колокольников и другие.

— Практически во всех экранных парах есть попадание, но особо хочу отметить актёров второго плана. Там просто шедевральный кастинг. Иногда актёра в эпизод подобрать сложнее, чем на главную роль. У актёра с эпизодической ролью есть всего несколько минут, а иногда и секунд, чтобы выполнить задачу. В эпизодах проявилось большое мастерство специалистов по подбору актёров, — говорит Александр.

Сериал БеспринципныеКадр из сериала «Беспринципные», 2020

Не боялись ли вы, что некоторые узнают в ваших богатых и успешных персонажах себя и могут обидеться? Может быть, такие ситуации уже были?

— Сериал «Беспринципные» — гротеск и фантастика. Конечно, таких людей не существует. Какие-то истории происходили, но с другими людьми. Какие-то люди существуют, но с ними не случалось этих историй. В целом, это комедия, это не нужно воспринимать слишком серьёзно. Да, в сериале есть несколько ситуаций, из которых мы можем сделать правильные выводы о том, как лучше поступать в жизни. Особенно в 7 и 8-й серии. Однако повторюсь, герои не списаны с реальных персонажей. Мы создали определённую вселенную и будем её развивать. Но не хотели бы, чтобы потом по ней историки изучали историю Москвы. Это будет катастрофа.

Писатель Александр Цыпкин интервью

О моде на юмор

Книги Александра «Женщины непреклонного возраста и другие беспринцЫпные истории», «Девочка, которая всегда смеялась последней» и «Дом до свиданий» стали бестселлерами. Признание в России позволило воплотить ещё одну творческую дерзость — записать аудиоальбом своих рассказов на английском языке. Произведения читали американские актёры, лауреаты и номинанты премий «Золотой глобус», Emmy, «Грэмми» и других: Джейсон Александер, Дэнни Берштейн, Тим Дэйли, Рейчел Дрэтч, Дьюли Хилл, Стэйси Кич, Ноа Уайли и другие. В сборник вошло десять рассказов, а их переводом и адаптацией на английский язык занимался режиссёр Полом Лазарус, известный как автор некоторых эпизодов суперпопулярных сериалов «Друзья», «Беверли-Хиллз, 90210», «Дурнушка Бетти».

Александр уверен, что иностранный зритель смеётся и грустит в тех же моментах, что и русскоязычный, поэтому в рассказах изменили только некоторые географические точки да имена, оставив смысл тем же. Более того, пару лет назад Цыпкин уже «обкатывал» свои истории перед нью-йоркской публикой и остался доволен реакцией. Так что, возможно, писатель метит на международный рынок.

«Если бы я не стал модным и хорошо продаваемым, скорее всего, это означало бы, что я плохо пишу».

 

Каждые несколько лет у нас возникает новый «модный писатель». Считаете ли вы себя таким? И что, по-вашему, важнее – «войти в историю», написав вещь, которую, возможно, оценят спустя много лет (как это часто было у классиков), или быть актуальным автором?

— Цитируя классика, отвечу: «Важно в историю не вляпаться. Можно при этом и не войти». Я об этом не задумываюсь. В силу того что я, не скрою, ориентирован и коммерческий успех (потому что для меня это показатель, что я пишу хорошо), я рад, что я модный. И дело не в тщеславии. Я осознаю, что работаю в популярном жанре, не в арт-хаусе. Соответственно, вряд ли я опережу время, и потомки поймут меня через несколько поколений. А значит, если бы я не стал модным и хорошо продаваемым, скорее всего, это означало бы, что я плохо пишу и не должен этим заниматься. Я пришёл в литературу всё-таки в очень сознательном возрасте, достигнув успеха в других отраслях. И не стал бы этим заниматься, если бы не видел мгновенно отдачу, именно в силу того, что осознал у себя отсутствие таланта и востребованности. Войду я в историю или нет, посмотрим. По крайней мере, звания «кошмара русской литературы» или «худшее, что с литературой могло произойти за 30 лет», которые мне когда-то присвоили, меня вполне устраивают при том же уровне продаж билетов и книг.

Писатель Александр Цыпкин

Ваши рассказы — это часто современная сатира, жанр, забытый на пару десятков лет с повальным увлечением детективами и литературой «про бандитов». Как вы считаете, почему сатира, в том числе в интернете и на ТВ, сейчас так востребована? Мы хотим отвлечься от действительности или, наоборот, «жить стало лучше, жить стало веселей»?

— Первое, жить действительно стало всё-таки лучше и в некоторой степени веселее. Во-вторых, при том, что я постоянно подчеркиваю преимущества нынешней власти относительно Советского Союза с точки зрения свободы, некоторые ограничения всё же присутствуют, и как следствие, становится всё более популярен эзопов язык. Появилась некая краткосрочность бытия: мы всё больше живём сегодняшним днём, так как не понимаем, что будет завтра. Взять хотя бы нынешнюю пандемию, сколько было в планах. А юмор востребован тогда, когда тебе нужно каждый день прожить максимально наполненно и отложить куда-то страх будущего. Потому что юмор — это всегда борьба со страхом, так или иначе. Также нельзя не отметить, что традиции сатиры и юмора в нашей стране, особенно в последнее время, богаты, и зрители хорошо воспринимают это жанр.

Писатель Александр Цыпкин интервью

О драме

Несмотря на ярлык сатирического писателя, в последнее время Александр всё чаще представляет читателям «задумчивые» минорные рассказы, иногда наполненные светлой грустью. Интересно, что к этой смене настроения писателя отчасти подтолкнули читатели, которые среди своих любимых произведений Цыпкина чаще называют драматические произведения — например, рассказы «Снег», «Кавычки», «Не скажу». «Российский человек требует драмы», — говорит писатель и готов её предоставить — так, в новой книге будут сочетаться смешные и грустные моменты. Кроме того, сейчас Цыпкин работает над «эзотерически-интерактивным» проектом «Интуиция», в котором вместе с Константином Хабенским будет читать со сцены воспоминания о последнем дне жизни «тех, кто уже по ту сторону Стикса».

Не боитесь ли вы напугать аудиторию, привыкшую к вашей иронии и сарказму?

— Напугать мы зрителей не боимся, мы всё-таки читали некоторые из монологов много раз. Хочу отметить, что в проект «Интуиция» мы привнесли интерактив со зрителем. В конце каждого чтения в постоянном режиме будет действовать некое голосование по выбору того героя, которого можно будет отправить назад на один день. Мне кажется, будет интересно провести такой опрос общественного мнения относительно того, кому сочувствует российский человек. Может быть, будет неожиданный выбор в разных регионах. Относительно страха, когда я с Константином Юрьевичем — я ничего не боюсь.

Вероятно, перед нами удачный пример адаптации «вечных ценностей» к современным реалиям. Как заставить читать современную аудиторию, привыкшую к коротким новостям в соцсетях? Предложить ей схожий формат, часто сдобренный порцией юмора и иронии, да ещё предоставить возможность давать обратную связь в соцсетях. При этом Александр Цыпкин пишет о том же, о чём писали классики, — о любви и верности, о тщеславии и мечтах, об отношениях между людьми. Просто его герои живут в наше время и вместо писем посылают голосовые сообщения, ездят с таксистом, а не с извозчиком, и летают на Мальдивы, а не едут «на воды».

Фотограф: Сергей Аутраш

Читайте самое интересное от Mainstyle на ЯНДЕКС.ДЗЕН

 

Комментарии

Оставить комментарий
Закрыть
Вы можете оставить отзыв
Ваше имя:
Email:
Введите комментарий:
Показать еще

На сайте исользуются файлы cookies, они делают его удобнее. Посещая страницы сайта, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности, Политикой обработки персональных данных и передачей файлов cookies третьим лицам.
Ознакомиться с Политикой и понять, зачем нужны файлы cookies и как прекратить сбор данных, можно здесь.

ок

Ваше сообщение было успешно отправлено нам. Спасибо!