Почему сезонный формат fashion-бизнеса устарел
Коронавирус поставил под сомнение традиционную систему моды. В понедельник Saint Laurent объявил о своем намерении пропустить Неделю моды в Париже в сентябре этого года и изменить своё расписание показа коллекций на оставшуюся часть года, то есть вообще отойти от привычного календаря. Французский бренд заявил, что решение было принято в ответ на «волну радикальных перемен», вызванную пандемией. Закрытие магазинов, бутиков и торговых центров раздавило потребительский спрос, вызвало отмену показов, которые первоначально были намечены на июнь и июль, и повергло календарь моды в хаос. Даже если карантин снимут, показы новых коллекций в сентябре вряд ли пройдут в обычном формате.
«Сейчас, как никогда ранее, бренд будет руководствоваться собственным ритмом, провозглашая ценность времени и общаясь с людьми во всем мире, сближаясь с ними в их собственном пространстве и жизни. Saint Laurent возьмет на себя ответственность за ведение календаря и запустит свои коллекции в соответствии с планом, разработанным с учетом современных перспектив, управляемых творчеством», — говорится в заявлении бренда.
Уже сейчас велика вероятность, что количество модных показов в этом году существенно снизится. Не забывайте и про избыток непроданных товаров, имеющихся в настоящее время на рынке. Имеет ли смысл разрабатывать, производить и показывать новые коллекции, когда не проданы старые? Должны ли бренды пропустить этот сезон? Кроме того, бренды давно поднимали вопрос разрыва во времени между показом и поступлением товаров в магазин, при котором покупатели видят коллекции задолго до того, как они появятся на полках.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Климатический сдвиг
Saint Laurent буквально запустил волну дебатов среди fashion-экспертов. Одни говорят, что в модном календаре слишком много сезонов, в то время как другие отмечают, что сроки этих сезонов, искаженные требованиями крупных универмагов, больше не совпадают с реальными сезонами года. В итоге весенняя одежда поступает в бутики в середине зимы, а зимние пальто вывешивают летом. Кроме того, современная индустрия моды — европейское изобретение, а модные сезоны были изначально задуманы для погодных условий континентальной Европы. В лучшем случае это имело смысл для рынка предметов роскоши, на котором когда-то доминировали местные клиенты, а затем их сменили североамериканские и японские коллеги — все они из Северного полушария Земли.
Но рост доходов в некоторых странах Южного полушария сделал клиентскую базу гораздо более разнообразной, чем когда-либо. Европа остается лидирующим регионом по продажам предметов роскоши, но зарубежные покупатели также совершают не менее 50% покупок. И сегодня покупатели из Азии, Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки вместе составляют большую часть мировых продаж предметов роскоши. Тем не менее модные сезоны часто не совпадают с климатом в их странах.
Кроме того, современные покупатели предметов роскоши более мобильны, чем когда-либо. Они могут перемещаться по миру по работе или ради отдыха, меняя часовые и климатические пояса. Они также больше не следуют строгому социальному календарю, а это означает, что перелет на пляж больше не ограничивается, например, августом или рождественскими каникулами.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Локальные рынки диктуют
Fashion-эксперты уверены: в глобальном смысле само понятие универсальных модных сезонов, которое существует сейчас, бессмысленно. И поскольку движение по переосмыслению календаря моды набирает обороты, наконец появилась возможность разорвать и заменить архаичные, евроцентристские сезоны в отрасли более сложной системой небольших партий коллекций, которые могут быть лучше нацелены на решение проблемы растущего разнообразия как потребителей, так и их потребностей. Отказ от универсальных модных сезонов станет отправной точкой для всей индустрии.
На данный момент значительную долю роста продаж предметов роскоши обеспечивают новые клиенты из развивающихся рынков. Поначалу они «стремятся к классике», то есть стремятся приобрести знаковые и культовые брендовые вещи, однако потом они становятся более искушёнными. И вот тогда, чтобы привлечь этих новых потребителей, брендам придётся изобретать нестандартные ходы, двигаться в сторону местных рынков и делать реверансы в сторону национальных особенностей. Возможно, так мы получим куда более разнообразную моду, чем можем видеть сейчас.
Источник фото: Gettyimages