Режиссёр фильма «Майор Гром: Чумной Доктор»: «Не все наши актёры готовы войти в жанр супергеройского кино»
Супергеройское кино — жанр, давно испытанный Голливудом. Формула, казалось бы, проста: больше спецэффектов, звёздный состав актёров и не самый сложный сюжет, близкий к комиксам. Чтобы зритель не ломал голову над перипетиями и намёками, а удивлялся захватывающим сценам. Конечно же, российский кинематограф просто не мог пойти по этой стандартной проторенной дорожке. Слишком большой «культурный слой» лежит на фундаменте отечественного кинопроизводства, да и зритель ещё не готов воспринимать всерьёз российское кино по комиксам.
Однако нашлись и те, кто рискнул пойти «против системы» и представить на суд отечественного зрителя полнометражный фильм «Майор Гром: Чумной Доктор» по серии комиксов о Майоре Громе от издательства Bubble. За восемь лет существования серии было опубликовано более 25 книг комиксов суммарным тиражом более миллиона экземпляров. Среди всех приключений о майоре самой популярной считается история о Чумном Докторе — именно её решено было экранизировать. Конечно же, любители жанра наверняка сразу вспомнят про короткометражку «Майор Гром», которая вышла в 2017 году. Фильм показали на Comic-Con в Сан-Диего, и он сразу установил новую планку качества в российском кинематографе. Режиссёр полнометражной экранизации Олег Трофим утверждает, что его творение ничего общего с коротким метром не имеет, и настаивает на собственном авторском взгляде:
«Для меня кино — это не только площадка для драматургии, для меня это большое синтетическое искусство, которое содержит в себе все возможные жанры. Я люблю интересное кино, выразительное. И «Майор Гром: Чумной Доктор», кроме своей истории и непредсказуемого сюжета, имел, как мне показалось, большой художественный потенциал», — говорит он.
Олег известен скорее по своему клипмейкерскому прошлому — он снимал клипы для «Касты», L’One, участвовал в разработке маркетинговых кампаний для Coca Cola, Visa, Adidas и Google. Первым полным метром в его профессиональной биографии стал фильм «Лёд». В этот раз ему пришлось быть пионером не только в жанре, но и в том, что касается работы с актёрами: «Было сложно, потому что у нас актёры не привыкли работать в таком жанре. Русский тяжёлый драматизм — наше всё, и было сложновато бороться с этим. Даже с реально опытными артистами. Не все на психофизическом уровне готовы войти в жанр, при этом имея потрясающие способности к живому реалистичному существованию в кадре. Для меня это была новая особенность в работе над жанром с артистами», — признаётся Олег Трофим.
Комиксы и живопись
Интересно, что в качестве источников вдохновения Олег указывает не голливудских коллег и не мировые блокбастеры, а… живопись. Впрочем, при просмотре фильма вы вряд ли удивитесь такому сравнению — картинка действительно выглядит непривычно сочной для российского кинематографа.
«Я делал упор на живописность изображения. Продюсеры дали мне карт-бланш. Я сделал всё, что хотел, поэтому обращались много к живописи и к классической фотографии. И какие-то референсы зашиты в фильме. Опыт взят у мировых художников Василия Верещагина и Эндрю Уайета, а также у фотографов Александра Родченко и Йозефа Куделки. Лично для меня они воплотились в фильме. И это не прямые цитаты, которые сразу видит и узнаёт зритель, но эмоциональные и визуальные принципы, которыми я восхищаюсь в искусстве этих авторов», — рассказывает режиссёр.
Конечно же, фильм не мог обойтись и без спецэффектов, но и здесь они применялись совершенно по-особенному. Например, в фильме очень много сцен с огнём, и режиссёр сознательно поставил задачу сделать его преимущественно живым. При съёмке опасных сцен актёров мазали желе, чтобы они могли выдержать жар. «Мы много сил потратили на то, чтобы работать с живым огнём. В каждой сцене, где есть пламя, в 95 % случаев на площадке присутствовал живой огонь. Но мы доращивали, усиливали его посредством компьютерной графики, чтобы добиться максимальной выразительности пламени и ощущения опасности. Тем не менее, живой огонь был в огнемётах Чумного Доктора - мы сконструировали действующее технологичное оружие. В процессе съёмок мы поджигали декорации интерьеров, автомобили на улицах, разве что не взорвали Академию Штиглица, не дали нам такого разрешения», — смеётся Олег.
Петербург
И действительно, большая часть сцен снималась в Северной столице. Продюсеры считают, что город на Неве, пожалуй, самая удачная локация для живописных съёмок — он очень помог добиться нужной для фильма атмосферы. Однако Питер пришлось немного адаптировать под сюжет. Например, в огромном здании на Невском проспекте, в котором раньше располагался банк, был с нуля построен полицейский участок. И даже в мелочах воссоздавалась особенная атмосфера — например, палатка с шавермой. Много внимания уделили и дизайну фильма: от разработки логотипа казино до придумывания визитки полицейских.
«Мы получили возможность снимать на Большой Морской, на Дворцовой площади, у Академии Штиглица, у Александрийского театра. Это были большие сложные постановочные съёмки. Конечно, Петербург такого рода съёмок ещё никогда не переживал. И многие нюансы были и для администрации, и для районов внове. Но нам пошли навстречу, ведь эти люди тоже любят кино. Мы собирали страшнейшие пробки в 9-10 баллов, и на нас сыпалась лавина проклятий, если читать комментарии в Яндексе. Я извиняюсь перед этими людьми, надеюсь, они получат удовольствие, придя в кино», — говорит Олег Трофим.
Критика
Режиссёр говорит, что картина рассчитана на зрителей старше 12 лет, а ядро целевой аудитории этого фильма — люди от 16 до 35 лет. Но, конечно же, узнать, что такое российское супергеройское кино, могут и все остальные. При этом он заранее понимает, что реакция может оказаться сложной, как, впрочем, на всё новое и непривычное. Сравнения с голливудскими мастодонтами не избежать, но он к этому готов.
«Внутренне я, конечно, готов к критике и предполагаю, что её будет много. Есть потенциальная возможность волны критики со стороны тех, кто смотрел короткий метр. У меня есть ощущение, что общество может отреагировать достаточно бурно. Наш зритель это любит. Но, подписываясь на этот проект, я уже согласился с такой возможностью. Как у художника сердце у меня хрупкое, но надеюсь, что за годы работы в кино я обзавёлся толстой кожей».
Оценить старания команды можно уже с 1 апреля — «Майор Гром: Чумной Доктор» выходит на широкие экраны.
Источник фото: Disney
Читайте самое интересное от Mainstyle на ЯНДЕКС.ДЗЕН