20 февраля на российские экраны выходит фильм «О, Канада», режиссёром которого выступил Пол Шредер, известный сценарист легендарной картины «Таксист». Его мировая премьера состоялась на 77-м Каннском кинофестивале в прошлом году. «О, Канада» основан на книге Рассела Бэнкса «Предрешённый». Шредер уже адаптировал произведения писателя — например, роман «Скорбь», а новый фильм стал жестом уважения и памяти литератору, ушедшему в начале 2023 года.
Главную роль документалиста Леонарда Файфа исполнили сразу два актёра, секс-символы разных эпох — Ричард Гир и Джейкоб Элорди. Они продемонстрировали зрителю «две стороны одной медали». Элорди сыграл молодую версию режиссёра, в то время как Гир изобразил его в старости, фактически стоящим перед лицом смерти. Роль жены документалиста исполнила Ума Турман.
Фильм — настоящая исповедь, причём не только главного героя, но и самого Пола Шредера. По сюжету известный документалист Леонард Файф решается дать своё последнее интервью, которое может развеять ореол загадочности над ним и его работами. В особняк пожилого Файфа приезжают ученики режиссёра со всем необходимым съёмочным оборудованием. Их цель — воспеть профессора, сохранить его образ в вечности, а заодно и самим оставить хоть какой-то след в истории кино. Однако у Леонарда на этот диалог свои планы. Он сажает перед экраном свою любимую жену и рассказывает, почему такая личность, как он, недостойна даже самой плохой документалки. Его сознание затуманено старостью и онкологией, а каждое слово и воспоминание приходится собирать по маленьким кусочкам.
Русский след
Стоит отметить, что при работе над картиной Пол Шредер опирался не только на истинно американскую литературу, но и заглянул на полку с русской классикой. «Смерть Ивана Ильича» — повесть Льва Николаевича Толстого, которая также легла в основу сюжета. След графа из Ясной Поляны можно заметить в одном из кадров фильма: у Леонарда в комнате зрители обнаруживают «Войну и мир». И это неслучайно. В литературе Толстого мы часто встречаем размышления героев о смерти и их прямое столкновение с ней. Постепенный распад телесного и ментального постепенно настигает персонажей Льва Николаевича. Испытание смертью, смелость персонажей перед лицом смерти, а также раскаяние, переплетённое с осознанием на последнем этапе жизни — всё это сближает идеи Толстого и Пола Шредера.
Двойное дно
Неуловимые воспоминания, за которые жадно пытается ухватиться Леонард Файф, интерпретируются режиссёром как рваная, практически бессюжетная линия повествования. Рассказ документалиста прерывается то уходом супруги, то его сном, то вызванными болезнью неудобствами. Из-за путаницы в голове пожилого героя и бесконечных флешбэков уследить за развитием событий трудно не только его жене, но и зрителям фильма. Леонард говорит немного о кино и преподавании, но основная тема его рассказа – отношения с жёнами и любовницами, его измены и предательства. Некоторые подробности его жизни оказываются даже чересчур интимными. Например, в фильме есть постельная сцена, после которой супруга Эмма пытается остановить съёмку, объясняя всё усталостью и болезнью мужа. Нельзя исключать, что она права. Герой теряет контроль над правдой и ложью, блуждает в воспоминаниях и собственных выдумках, наблюдая за всем со стороны. Пока съёмочная группа пытается создать фильм «для себя» и возвыситься над учителем, прикрываясь общественным благом, пожилой человек в кресле, который, казалось бы, с каждой минутой должен отталкивать зрителя всё больше, напротив, приковывает к себе внимание и возвышается над собственными поступками.
Конечно, анализируя фильм, всегда хочется найти прототипы героев в реальности. Историю Файфа сравнивают с историей самого режиссёра «Канады», однако некоторые видят не совсем очевидное сходство главного персонажа с канадским поэтом и музыкантом Леонардом Коэном, который также страдал от серьёзной болезни и открыто признавался во всех своих грехах в последних альбомах. О таланте самого Леонарда Файфа мы знаем очень мало. В одном из первых кадров нам крупным планом показывают его награды в сфере кино, но общее восхищение им остается неясным. Всё дело в том, что масштаб личности теряется в момент предсмертной исповеди. Искренность становится важнее грамот и признания, ведь она способна «отменить» небытие героя. Сама исповедь превращается в акт искусства, которому не нужен жизненный контекст. Именно после своего тяжёлого интервью, наполненного той самой искренностью и жаждой высказывания, Файфотпускает прошлое. Теперь он, как Мастер из романа Булгакова, «не заслужил света, но заслужил покоя».
Фильм «О, Канада» определённо стоит посмотреть. Он может показаться запутанным и странным из-за непоследовательного повествования, но если вам удастся погрузиться в тёмные глубины жизни главного героя и оценить Ричарда Гира в очень нетипичной для него роли, то эта сложная картина о жизни, смерти и любви станет для вас настоящим must watch. Приятного просмотра!
Источник фото: Global Film
Всё самое интересное от Mainstyle в разделе ТОП-10
Комментарии