Жан-Люк Годар – икона и иконоборец кинематографа, скончался в Швейцарии
Широко известный как один из лучших авторских режиссёров в истории, Годар был отцом-основателем движения Новой волны во французском кино. Он приобрёл известность в 1960-х годах после выхода своего новаторского фильма «На последнем дыхании». Влияние его работ было настолько сильным, что кинокритик и основатель Нью-Йоркского кинофестиваля Ричард Руд однажды сказал: «Есть кино до Годара и кино после Годара». Радикальный в своем подходе к производству, он стал пионером в технике съёмок на ручные камеры и без точного сценария. Сам пренебрежительно относясь к сложившимся кинематографическим традициям, режиссёр Квентин Тарантино высоко оценил способность Годара «тыкать носом в технику кино, но всегда находить какую-то умную антиверсию техники».
Жан Люк считал свою работу антитезой голливудскому производству, которое он описал как «сделанное в основном юристами и продюсерами». Когда в 2010 году он был удостоен почётного «Оскара», то не поехал на церемонию. «Если Академии нравится это делать, пусть они это делают. Но я думаю, что это странно», — сказал тогда Годар. «Я спросил себя: “Какие из моих фильмов они видели? Действительно ли они знают мои фильмы?”»
Чувствуя себя более комфортно на европейском фестивальном кругу, он был номинирован на премию Венецианского кинофестиваля «Золотой лев» восемь раз, получив почётную награду в 1982 году. Номинированный на премию Каннского кинофестиваля «Золотая пальмовая ветвь» девять раз, он получил приз жюри лишь в 2014 году в возрасте 83 лет за ленту «Прощай, речь». А уже в 2018 году Годар получил специальную «Золотую пальмовую ветвь», первую в истории, за свой антиутопический фильм «Книга образа».
Его пренебрежительное отношение к Голливуду было частью его духа. После того, как «Бездыханный» был хорошо принят на Каннском кинофестивале 1960 года, режиссёр сказал журналисту: «У меня сложилось впечатление, что я люблю кино меньше, чем год назад — просто потому, что я снял фильм, и этот фильм был хорошо принят. Поэтому я надеюсь, что мой второй фильм будет воспринят очень плохо, и что это заставит меня захотеть снова снимать».
Родившийся в Париже в 1930 году, Годар вырос с комфортом. Второй из четырёх детей, чья мать происходила из богатой видной французской семьи, а отец был врачом. Большая часть детства прошла в Швейцарии, куда семья переехала в 1931 году, хотя Годар регулярно посещал Париж и вернулся туда, поступив в Сорбонну в 1949 году. Именно в этот период он открыл для себя «Синематеку Франсез», архив французских фильмов. Его увлечение росло, когда он посещал регулярные показы, и, учитывая его стремление стать романистом, он начал писать о кино критические заметки вместе со своим другом Франсуа Трюффо, которого он встретил на показах.
В 1954 году именно Трюффо осудил французскую кинематографическую традицию, призвав режиссёров работать художниками. Эссе стало манифестом для движения Новой волны, главными архитекторами которого стали Трюффо и Годар вместе со своими друзьями и сотрудниками Эриком Ромером, Жаком Риветтом и Клодом Шабролем. Трюффо и Годар позже поссорились, когда первый перешёл в коммерческое кинопроизводство. Годар осудил его работу, а Трюффо назвал Годара «куском дерьма на пьедестале». Даже перейдя в кинопроизводство, он все ещё считал себя критиком, объясняя, что «вместо того, чтобы писать критику, я делаю фильм».
После выхода «На последнем дыхании» Годар за восемь лет выпустил ещё 14 фильмов, став лицом новой кинематографической традиции в то время, когда публика начала «ходить на иностранные фильмы ради имени режиссёра, а не звёзд». В этот период Годар часто сотрудничал со своей первой женой и музой Анной Кариной. Их первый совместный фильм «Маленький солдат» был запрещён в Париже из-за его отношения к алжирской войне, но Карина появилась ещё в семи его фильмах, а её роль в ленте «Женщина есть женщина» принесла ей награду за лучшую женскую роль на Берлинском кинофестивале.
Его фильмы всегда хорошо описывались словами, «трудно смотреть и трудно перестать смотреть». Годар не просто иконоборец. Он — преднамеренный «разрушитель» кино, и этот дух остался с ним до самой старости.
Источник фото: Gettyimages
Всё самое интересное от Mainstyle в разделе ТОП-10