Comme des Garçons
Показы Рей Кавакубо – это всегда как поход на выставку современного (или не очень) искусства. Их ждёшь, чтобы узнать об очередном культурном явлении, открыть для себя художника или писателя, которому модельер посвящает свои коллекции. В сезоне fall’18 Рей решила рассказать нам об эстетике кэмпа – определения, родившегося, чтобы описать особый тип чувственности и поведения. Изначально кэмп, как манера поведения, был присущ гей-сообществам. В основе – два ключевых компонента: имитация женского поведения (плавная походка, мягкие жесты, высокий голос) и собственно ношение женской одежды. Но чем это явление отличается от трансвестизма, где также переодеваются в одежду противоположного пола? Кэмп возводит женственность в гротескную степень, преувеличивает до неестественности, манерности и даже китча. Так он становится едва ли не философией, описанной в книге американской писательницы Сьюзен Зонтаг «Заметки о кэмпе».
Зачем нам столь долго вступление? Потому что только так можно понять, откуда берёт образы Рэй Кавакубо. Она объясняет: «Кэмп для меня не синоним гротеска или дурного вкуса. А что-то новое и глубокое. Он действительно может выражать глубокую мысль». Эти слова находят воплощение в фантазии из кринолинов, оборок, кружев и цветов. Этакий опереточный шарм, помноженный на сладострастную любовь к сверкающим тканям, шлейфам, атласным лентам и многослойности. Некоторые образы напоминают взбитые безе или меренги, украшенные кремовыми розочками. Это спектакль о нежности и невинности, о мечтательной принцессе, которая захотела устроить бал и украсить всё блёстками. Интересно, что под сверкающими головными уборами и практически полным отсутствием макияжа порой было сложно определить гендерную принадлежность моделей. Да и зачем? Ведь мы говорим о кэмпе.
В наш век расчётливой экономики, социальной напряжённости и конфликтов это был действительно контркультурный жест со стороны Comme des Garçons. Рэй призывает нас абстрагироваться от цинизма и злобы мира и оставить место для творчества и радости переодевания. Ведь Сьюзен Зонтаг писала: «Вкус Кэмп – это, помимо всего, ещё и некий вид наслаждения, высокой оценки, никак не осуждения. Кэмп великодушен. Он хочет наслаждения».
Комментарии