«Человек-невидимка»: всё, что нужно знать о новом фильме Ли Уоннелла
5 марта в российский кинопрокат выходит современная адаптация научно-фантастического романа Герберта Уэллса «Человек-невидимка». Главные роли в картине исполнили Элизабет Мосс, Оливер Джексон-Коэн, Харриет Дайер, Элдис Ходж, Сторм Рейд и другие. В центре сюжета молодая девушка и талантливый архитектор по имени Сесилия Касс, которую буквально душили её отношения с деспотичным ученым-миллионером Эдрианом. Он контролирует каждый шаг и временами издевается над ней.
В один прекрасный день Сесилия решается на побег, а парень совершает самоубийство. Кажется, что бояться больше нечего, можно насладиться полноценной жизнью, не прятаться, не убегать и каждый день проводить в своё удовольствие, но не тут-то было... Постепенно Сесилия ощущает присутствие невидимого наблюдателя, которым оказывается покойный Эдриан. Девушка во власти паранойи, но она начинает подозревать, что бывший возлюбленный вовсе не умер, а нашёл способ сделаться невидимым и продолжает её мучить. Весьма закрученный и запутанный сюжет с неожиданным концом непременно привлечёт в кинотеатр множество любителей неординарных детективов.
«Человек-невидимка» — это совершенно новый персонаж для студии Universal Pictures и для фильмов ужасов в частности. Он достаточно необычный и загадочный, умный и решительный, одержимый и страшный. Режиссёр картины Ли Уоннелл решил трансформировать «Человека-невидимку» Герберта Уэллса, осовременив его и добавив несколько авторских моментов в фильм. Вся съёмочная группа поддержала идею Ли, начался творческий процесс по творению в некотором роде нового жанра фильмов ужасов, нетипичного для Universal Pictures.
Для Ли Уоннелла роман «Человек-невидимка» был частью детства. Режиссёр часто прогуливал школу, вместо уроков смотрел фильмы ужасов от Universal Pictures. Главное, что привлекло в Ли в этом романе, — уникальность персонажа, который не был заезжен режиссёрами, а роман не экранизировался снова и снова, пытаясь переплюнуть предыдущую версию.
«Если вы снимаете фильм о герое, который пользуется всеобщей любовью, вы играете с огнём, — говорит Уоннелл. — Спросите любого режиссёра, снимавшего в последние годы тот или иной эпизод «Звёздных войн», какое давление оказывает на создателей фильма сложившаяся традиция, если они берутся за нечто знаковое и любимое всеми. Задумывая работу над “Человеком-невидимкой”, я ощущал, что на этот раз у меня будет большая творческая свобода. Конечно, все знают об этом персонаже, но я чувствовал, что в команде злодеев он был где-то на последних ролях. Было жутко интересно размышлять о том, что я мог бы сделать с ним, несколько раздвинув границы этого образа».
Сюжет фильма и романа несколько расходятся друг с другом. Если в книге учёного погубило безумие, то в картине Уоннелл сделал упор на этом самом безумии и выставил напоказ его пороки. Режиссёру пришло в голову снять фильм не с точки зрения главного героя, а с точки зрения его жертвы. Это гораздо интереснее. Поэтому Уоннелл придумал историю про самоубийство и девушку, которая смогла разоблачить негодяя, выведя его на чистую воду. Режиссёр проникся фильмом, он буквально засел у него в голове, самопроизвольно рождались диалоги и сцены, поэтому ему пришлось воплотить свою задумку в жизнь.
«Я знал, с чем я имею дело, — говорит Уоннелл. — Сложнее всего было выстроить совершенно новую историю вокруг этого персонажа и понять, с какой точки зрения её надо рассказывать. Любая попытка разобраться в этом быстро превращалась в часы размышлений с блокнотом и ручкой, когда я придумывал всё новые и новые идеи. Это была потрясающая возможность, я чувствовал, что это был персонаж, которого ещё не заснимали до смерти — не замусолили другие руки».
Работая над сценарием, режиссёр осознал всю правдоподобность и трагичность фильма. В мире миллионы женщин каждый день становятся жертвами абьюзеров. Им никто не верит, когда они пытаются это доказать, что часто приводит к трагическим и необратимым последствиям. По мнению продюсера фильма Дю Френснэ, новая трактовка помогла придать истории современный характер и окунуть зрителя в реалии жизни, рассказав о насилии в семье и о том, как женщины, столкнувшиеся с этой проблемой, рисуются СМИ. Это фильм о сильной женщине, которая прошла через боль, слёзы, унижения и беспомощность, о женщине, которая на какое-то время потеряла связь с реальностью и мирилась со своим положением жертвы, о женщине, которую выставили истеричкой, но при этом не могли помочь.
«Я хотел, чтобы Сесилия была незаурядной личностью, чтобы перед ней открывалась целая жизнь, и чтобы эта жизнь была внезапно разрушена отношениями с жестоким партнёром, — говорит Уоннелл. — Она ошиблась в человеке, и её жизнь как бы приостановилась. Сесилия оказалась под прессом тотального контроля, она задыхалась как личность и ничего не могла сделать. Присутствие Эдриана душило её. Когда она убежала, мне хотелось, чтобы она вновь обрела себя».
На роль Сесилии Элизабет Мосс была взята не случайно. Актриса покорила Уоннелла своей игрой в «Безумцах» и «Рассказе Служанке», поэтому на этом месте режиссёр представлял только Мосс. Во время съёмок Элзабет и Ли работали сообща. Актриса заставляла режиссёра работать над диалогами, а он, в свою очередь, требовал от неё реалистичности и физического присутствия. По словам Элизабет Мосс, роль Сесилии была самой сложной в её карьере. Даже Оффред в «Рассказе Служанке» далась куда легче.
В «Человеке-невидимке» создатели картины решили поиграть с ожиданиями зрителей, поэтому в фильме отсутствуют классические приёмы из ужасов. Это не фильм о том, кто скрывается в тени, а о том, кто находится рядом, но кого просто невозможно увидеть. Создателям Человека-невидимки было важно показать несколько миров: богатый, пафосный, технологичный и скромный, тихий, уютный. Поэтому все локации получились абсолютно разными, а дома передавали характеры своих хозяев. Дом Эдриана, например, получился величественным, богемным, помпезным, высокомерным, деспотичным и устрашающим, но при этом достаточно стильным. Психиатрической больнице, где лежала Сесилия, придали мрачности, отрешенности, бюджетности — она должна была наводить ужас и вызывать сочувствие.
Действие фильма происходит в Сан-Франциско, но съёмки проходили в Сиднее, поэтому были определённые сложности. Одной из самых больших проблем был транспорт. «В этой стране не так уж много автомобилей с правым рулём, которые нужны были для съёмок, — говорит художник-постановщик Алекс Холмс. — Поэтому потребовалось немало хитрости при работе с автомобилями. Начиная с имитации руля и заканчивая использованием автомобилей с левым рулем в качестве фона и автомобилей с правым рулем на переднем плане, без внимания не остался ни один ракурс».
Художниками-постановщиками была проделана огромная работа над костюмом невидимости. Они тщательно изучили реально существующую технологию невидимости, которые пока применяются в небольших масштабах, но этот приём не подошёл. Создатели пошли по другому пути и при создании опирались на оптику. Был создан костюм из сотен маленьких камер, которые снимают всё вокруг, а также создают голограмму. Так и получилось сделать Человека-невидимку.
«Мы консультировались с серьёзными экспертами из CSIRO [Организации по научным и производственным исследованиям Австралии] и из университетов, — говорит Холмс. — Физики сказали нам, что теоретически то, что мы предлагали, сделать можно, но на разработку чего-то подобного потребуется лет двадцать. Это было просто прелестно. Нам нужна была технология, которой ещ— не было, но которая должна была создавать эффект правдоподобия».
Операторам была поставлена задача снимать фильм с постоянным ощущением напряжённости в кадрах, но с достаточно ярким светом. Зритель должен был видеть каждый уголок дома, где жила Сесилия, чтобы убедиться, что там никого нет, но при этом Человек-невидимка мог быть где угодно. Без мрачных тёмных сцен тоже не обошлось, но в них нет ощущения, что сейчас кто-то выскочит, что пугает ещё сильнее. Пустота, но за ней кто-то скрывается. Тот, кого нельзя увидеть, потому что он надёжно спрятался.
В рамках работы над внешностью персонажей режиссёр хотел, чтобы все персонажи были максимально приближены к реальным условиям, а не были идеальными и стерильными, как это часто бывает в фильмах ужасов. Например, Сесилия носила старую рваную студенческую куртку, Эдриан был всегда одет с иголочки, поскольку у нарциссов имеется эта черта, а Джеймс (полицейский, друг детства Сесилии) ходил в одежде со следами краски после ремонта. Также менялись причёски, грим и стиль главной героини по мере приближения к финалу. Визажисту и дизайнеру волос нужно было отразить перемены, произошедшие с Сесилией, которая из богатой женщины Эдриана, пока они были вместе, превратилась в «сломленную» заезженную и испуганную девушку, прошедшую через все круги ада и потерявшую рассудок.
Для написания неповторимой музыки к «Человеку-невидимке» был приглашен известный композитор Бенджамин Уоллфиш. Режиссёр поставил чёткую задачу: он не хотел слышать нагнетающие звуки органа, струнных инструментов, которые давали бы понять, когда можно закрывать глаза руками или дрожать от страха. Уоннелл хотел создать атмосферу непринуждённости и неожиданности, используя приём ритмичного молчания. Музыка начинает звучать только тогда, когда это даже не логично.
«Человек-невидимка» — это совершенно новый подход к классическим фильмам ужасов, который не только держит в напряжении, но и затрагивает очень важную тему насилия над женщинами.
Источник фото: Universal Pictures