Кадр из фильма «Человека-невидимка», 2020
5 марта в российский кинопрокат выходит современная адаптация научно-фантастического романа Герберта Уэллса «Человек-невидимка». Главные роли в картине исполнили Элизабет Мосс, Оливер Джексон-Коэн, Харриет Дайер, Элдис Ходж, Сторм Рейд и другие. В центре сюжета молодая девушка и талантливый архитектор по имени Сесилия Касс, которую буквально душили её отношения с деспотичным ученым-миллионером Эдрианом. Он контролирует каждый шаг и временами издевается над ней.
В один прекрасный день Сесилия решается на побег, а парень совершает самоубийство. Кажется, что бояться больше нечего, можно насладиться полноценной жизнью, не прятаться, не убегать и каждый день проводить в своё удовольствие, но не тут-то было... Постепенно Сесилия ощущает присутствие невидимого наблюдателя, которым оказывается покойный Эдриан. Девушка во власти паранойи, но она начинает подозревать, что бывший возлюбленный вовсе не умер, а нашёл способ сделаться невидимым и продолжает её мучить. Весьма закрученный и запутанный сюжет с неожиданным концом непременно привлечёт в кинотеатр множество любителей неординарных детективов.
«Человек-невидимка» — это совершенно новый персонаж для студии Universal Pictures и для фильмов ужасов в частности. Он достаточно необычный и загадочный, умный и решительный, одержимый и страшный. Режиссёр картины Ли Уоннелл решил трансформировать «Человека-невидимку» Герберта Уэллса, осовременив его и добавив несколько авторских моментов в фильм. Вся съёмочная группа поддержала идею Ли, начался творческий процесс по творению в некотором роде нового жанра фильмов ужасов, нетипичного для Universal Pictures.
Для Ли Уоннелла роман «Человек-невидимка» был частью детства. Режиссёр часто прогуливал школу, вместо уроков смотрел фильмы ужасов от Universal Pictures. Главное, что привлекло в Ли в этом романе, — уникальность персонажа, который не был заезжен режиссёрами, а роман не экранизировался снова и снова, пытаясь переплюнуть предыдущую версию.
«Если вы снимаете фильм о герое, который пользуется всеобщей любовью, вы играете с огнём, — говорит Уоннелл. — Спросите любого режиссёра, снимавшего в последние годы тот или иной эпизод «Звёздных войн», какое давление оказывает на создателей фильма сложившаяся традиция, если они берутся за нечто знаковое и любимое всеми. Задумывая работу над “Человеком-невидимкой”, я ощущал, что на этот раз у меня будет большая творческая свобода. Конечно, все знают об этом персонаже, но я чувствовал, что в команде злодеев он был где-то на последних ролях. Было жутко интересно размышлять о том, что я мог бы сделать с ним, несколько раздвинув границы этого образа».
Сюжет фильма и романа несколько расходятся друг с другом. Если в книге учёного погубило безумие, то в картине Уоннелл сделал упор на этом самом безумии и выставил напоказ его пороки. Режиссёру пришло в голову снять фильм не с точки зрения главного героя, а с точки зрения его жертвы. Это гораздо интереснее. Поэтому Уоннелл придумал историю про самоубийство и девушку, которая смогла разоблачить негодяя, выведя его на чистую воду. Режиссёр проникся фильмом, он буквально засел у него в голове, самопроизвольно рождались диалоги и сцены, поэтому ему пришлось воплотить свою задумку в жизнь.
«Я знал, с чем я имею дело, — говорит Уоннелл. — Сложнее всего было выстроить совершенно новую историю вокруг этого персонажа и понять, с какой точки зрения её надо рассказывать. Любая попытка разобраться в этом быстро превращалась в часы размышлений с блокнотом и ручкой, когда я придумывал всё новые и новые идеи. Это была потрясающая возможность, я чувствовал, что это был персонаж, которого ещё не заснимали до смерти — не замусолили другие руки».
Кадр из фильма «Человека-невидимка», 2020
Работая над сценарием, режиссёр осознал всю правдоподобность и трагичность фильма. В мире миллионы женщин каждый день становятся жертвами абьюзеров. Им никто не верит, когда они пытаются это доказать, что часто приводит к трагическим и необратимым последствиям. По мнению продюсера фильма Дю Френснэ, новая трактовка помогла придать истории современный характер и окунуть зрителя в реалии жизни, рассказав о насилии в семье и о том, как женщины, столкнувшиеся с этой проблемой, рисуются СМИ. Это фильм о сильной женщине, которая прошла через боль, слёзы, унижения и беспомощность, о женщине, которая на какое-то время потеряла связь с реальностью и мирилась со своим положением жертвы, о женщине, которую выставили истеричкой, но при этом не могли помочь.
«Я хотел, чтобы Сесилия была незаурядной личностью, чтобы перед ней открывалась целая жизнь, и чтобы эта жизнь была внезапно разрушена отношениями с жестоким партнёром, — говорит Уоннелл. — Она ошиблась в человеке, и её жизнь как бы приостановилась. Сесилия оказалась под прессом тотального контроля, она задыхалась как личность и ничего не могла сделать. Присутствие Эдриана душило её. Когда она убежала, мне хотелось, чтобы она вновь обрела себя».
Кадр из фильма «Человека-невидимка», 2020
На роль Сесилии Элизабет Мосс была взята не случайно. Актриса покорила Уоннелла своей игрой в «Безумцах» и «Рассказе Служанке», поэтому на этом месте режиссёр представлял только Мосс. Во время съёмок Элзабет и Ли работали сообща. Актриса заставляла режиссёра работать над диалогами, а он, в свою очередь, требовал от неё реалистичности и физического присутствия. По словам Элизабет Мосс, роль Сесилии была самой сложной в её карьере. Даже Оффред в «Рассказе Служанке» далась куда легче.
В «Человеке-невидимке» создатели картины решили поиграть с ожиданиями зрителей, поэтому в фильме отсутствуют классические приёмы из ужасов. Это не фильм о том, кто скрывается в тени, а о том, кто находится рядом, но кого просто невозможно увидеть. Создателям Человека-невидимки было важно показать несколько миров: богатый, пафосный, технологичный и скромный, тихий, уютный. Поэтому все локации получились абсолютно разными, а дома передавали характеры своих хозяев. Дом Эдриана, например, получился величественным, богемным, помпезным, высокомерным, деспотичным и устрашающим, но при этом достаточно стильным. Психиатрической больнице, где лежала Сесилия, придали мрачности, отрешенности, бюджетности — она должна была наводить ужас и вызывать сочувствие.
Действие фильма происходит в Сан-Франциско, но съёмки проходили в Сиднее, поэтому были определённые сложности. Одной из самых больших проблем был транспорт. «В этой стране не так уж много автомобилей с правым рулём, которые нужны были для съёмок, — говорит художник-постановщик Алекс Холмс. — Поэтому потребовалось немало хитрости при работе с автомобилями. Начиная с имитации руля и заканчивая использованием автомобилей с левым рулем в качестве фона и автомобилей с правым рулем на переднем плане, без внимания не остался ни один ракурс».
Кадр из фильма «Человека-невидимка», 2020
Художниками-постановщиками была проделана огромная работа над костюмом невидимости. Они тщательно изучили реально существующую технологию невидимости, которые пока применяются в небольших масштабах, но этот приём не подошёл. Создатели пошли по другому пути и при создании опирались на оптику. Был создан костюм из сотен маленьких камер, которые снимают всё вокруг, а также создают голограмму. Так и получилось сделать Человека-невидимку.
«Мы консультировались с серьёзными экспертами из CSIRO [Организации по научным и производственным исследованиям Австралии] и из университетов, — говорит Холмс. — Физики сказали нам, что теоретически то, что мы предлагали, сделать можно, но на разработку чего-то подобного потребуется лет двадцать. Это было просто прелестно. Нам нужна была технология, которой ещ— не было, но которая должна была создавать эффект правдоподобия».
Операторам была поставлена задача снимать фильм с постоянным ощущением напряжённости в кадрах, но с достаточно ярким светом. Зритель должен был видеть каждый уголок дома, где жила Сесилия, чтобы убедиться, что там никого нет, но при этом Человек-невидимка мог быть где угодно. Без мрачных тёмных сцен тоже не обошлось, но в них нет ощущения, что сейчас кто-то выскочит, что пугает ещё сильнее. Пустота, но за ней кто-то скрывается. Тот, кого нельзя увидеть, потому что он надёжно спрятался.
Кадр из фильма «Человека-невидимка», 2020
В рамках работы над внешностью персонажей режиссёр хотел, чтобы все персонажи были максимально приближены к реальным условиям, а не были идеальными и стерильными, как это часто бывает в фильмах ужасов. Например, Сесилия носила старую рваную студенческую куртку, Эдриан был всегда одет с иголочки, поскольку у нарциссов имеется эта черта, а Джеймс (полицейский, друг детства Сесилии) ходил в одежде со следами краски после ремонта. Также менялись причёски, грим и стиль главной героини по мере приближения к финалу. Визажисту и дизайнеру волос нужно было отразить перемены, произошедшие с Сесилией, которая из богатой женщины Эдриана, пока они были вместе, превратилась в «сломленную» заезженную и испуганную девушку, прошедшую через все круги ада и потерявшую рассудок.
Для написания неповторимой музыки к «Человеку-невидимке» был приглашен известный композитор Бенджамин Уоллфиш. Режиссёр поставил чёткую задачу: он не хотел слышать нагнетающие звуки органа, струнных инструментов, которые давали бы понять, когда можно закрывать глаза руками или дрожать от страха. Уоннелл хотел создать атмосферу непринуждённости и неожиданности, используя приём ритмичного молчания. Музыка начинает звучать только тогда, когда это даже не логично.
«Человек-невидимка» — это совершенно новый подход к классическим фильмам ужасов, который не только держит в напряжении, но и затрагивает очень важную тему насилия над женщинами.
Источник фото: Universal Pictures
Комментарии