Демна Гвасалия покидает Vetements. Справится ли бренд без него?

Демна Гвасалия покидает Vetements на пике его развития. Бренд, очевидно, достиг коммерческого успеха, однако есть мнения, что и творческого. То есть такое обилие инноваций, скорее всего, не может быть бесконечным и рано или поздно придётся встать на стабильные рельсы. Поразмыслим, удастся ли это компании.

Чем знаменит

До того как получить должность креативного директора Balenciaga Демна Гвасалия сначала вернул на подиум streetwear, логоманию, вездесущие платья в цветочек, которые нужно носить с большим пиджаками с мужского плеча. Эти образы впервые появились на подиуме Vetements в сезоне Весна / Лето 2015. Финалист LVMH Prize 2015 не побоялся предложить футболки с логотипами DHL и открыл двери высокой моды для многих элементов уличной одежды, таких как толстовки и спортивные штаны. Это привело к значительному росту бизнеса: объём продаж бренда в начале 2017 года составил почти 100 миллионов долларов.

Демна популяризировал систему дропсов, которую затем подхватили многие люксовые бренды вроде Burberry и Louis Vuitton. Это когда коллекция выпускается не целиком, а частями, отдельными вещами, которые нужно ещё успеть купить. Марки специально ограничивают производство, чтобы придать каждой вещи статус лимитированной. В итоге покупатели не ждут начала сезона и завоза коллекции, а выстраиваются в очереди в бутики едва ли не каждую неделю. Зато они чувствуют себя обладателями некой редкости. По этому же принципу Гвасалия изменил бизнес–модель Balenciaga. Демна перевёл свою студию и штаб–квартиру из Парижа в Цюрих и вообще избегал показов, бросая вызов самой системе показа мод.

Vetements весна-лето 2019

Vetements – Гвасалия = ?

Очевидно, теперь, после заявления об уходе, команда Vetements должна выбирать между коллективной анонимностью, продолжая создавать вещи, которые ещё долго будут ассоциироваться с креативным директором, и назначением на эту должность звезды мира моды в надежде ввести свежую кровь.

«Я начал Vetements, потому что мне было скучно в моде. А получилось, что мода изменилась раз и навсегда с тех пор, как появился Vetements. Я чувствую, что выполнил свою миссию концептуалиста и дизайнера–новатора в этом исключительном бренде. Считаю, что Vetements превратилась в компанию, которая может развить своё творческое наследие и писать новую главу самостоятельно», — рассказал WWD Гвасалия.

Пока не до конца понятно, останется ли Гвасалия в принадлежащей Kering Balenciaga. Представитель Balenciaga от комментариев отказался. При этом именно Демна вывел бренд на годовой объём продаж почти в $1 млрд евро.

Vetements весна-лето 2020

От нарушителя правил к их создателю

То, что первоначально сделало Vetements революционным, теперь стало нормой. В настоящее время бренд не так уж сильно дифференцирован от других лейблов и уровень ажиотажа вокруг него в значительной степени испарился. Количество запросов одежды Vetements в Интернете достигало максимума с февраля 2016 года по май 2017 года. Однако эксперты моды считают, что всё больше продуктов Vetements обесценивается, а их одежда встречает холодный приём со стороны клиентов.

«Первые несколько сезонов показали невероятный результат с 98–процентной распродажей. Но как только шумиха постепенно спала, Vetements превратились в крутой бренд с хорошей средней продажей», — говорит Ольга Карпуть, основательница концептуального бутика KM20.

«Привлекательность Vetements была основана на неожиданности, противодействии интуиции и создании новизны. Теперь большой вопрос, сможет ли бренд продолжать изобретать себя заново», — говорит консультант по модной розничной торговле Джиллиан Син.

Перспективы

Команда бренда пока не сообщила, кто возьмёт на себя управление Vetements после ухода Гвасалии. Бренд был основан как коллективная ассоциация 18 человек, а брат Гвасалии Гурам остаётся главным исполнительным директором. Выход Демны из управления сделает возможным поворот к коллективной анонимности. Это, вероятно, поможет сохранить идентичность бренда. Аналогичный выбор был сделан, когда Мартин Марджела ушел из своего лейбла в 2009 году, оставив дом в руках анонимной команды дизайнеров до 2014 года. И лишь тогда владелец Ренцо Россо назначил Джона Гальяно. С другой стороны, известный креативный директор может вызвать новый интерес.

«Если они решат продолжать работу в коллективе, вряд ли они радикально изменят ДНК бренда. А вот если они выберут другого креативного директора, может произойти революция», — говорит аналитик рынка люкс Марио Ортелли.

Tod's уверен, что ситуация с продажами в Гонконге уже меняется к лучшему

Итальянский производитель предметов роскоши обнародовал некоторые детали своего бюджета. В частности стало известно, что в Tod's заранее побеспокоились о потенциальных убытках из-за продолжающихся протестов в Гонконге и заложили возможное сниж...
Читать статью

Supreme планирует закрыть свой первый магазин

Двадцать пять лет назад основатель streetwear-бренда Supreme Джеймс Джеббиа открыл свой первый магазин на Лафайетт-стрит в Нью-Йорке. В начале 1990-х, когда культура скейтинга вышла на новый уровень, место стало олицетворением самой идеи экстр...
Читать статью

Gucci перейдёт на углеродно-нейтральное производство

Исполнительный директор Gucci Марко Биццари сделал официальное заявление, согласно которому вещи из новой коллекции марки будут углеродно-нейтральными. Это значит, что бренд будет компенсировать все связанные с показами выбросы в атмосферу, в ...
Читать статью

Нью–Йоркская Неделя моды эволюционирует под руководством Тома Форда

Том Форд и Диана фон Фюрстенберг / Фото: @cfda / instagram Первая неделя моды в Нью-Йорке под управлением нового руководителя CFDA Тома Форда уже, очевидно, стала другой. Дизайнер явно ищет ответы на вопросы — как вписать fashion-индустрию с е...
Читать статью

Всё–таки отмена: Chanel решил отложить показ круизной коллекции в Гонконге

6 ноября в Гонконге планировался показ круизной коллекции Chanel 2020. Бренд уже даже подготовил афиши с красным поездом, однако на днях принял решение всё-таки отложить шоу из-за риска проведения протестных акций в Гонконге. Протестующие треб...
Читать статью

Илон Маск продал соцсеть X сам себе

Миллиардер Илон Маск не перестаёт удивлять фанатов. На этот раз предприниматель объявил, что решили продать принадлежащую ему сеть X своему другому стартапу — xAI. Команда этого бизнеса занимается разработками в сфере искусственного интеллекта...
Читать статью

Бернар Арно останется главой LVMH до 85 лет

Бернар Арно намерен оставаться на позиции генерального директора LVMH до 85 лет. На ближайшем собрании акционеров компании, которое состоится 17 апреля, этот вопрос также будет на повестке дня. При этом в 2022 году бизнесмен уже продлевал срок...
Читать статью

Ким Кардашьян вышла из бизнеса, который её разочаровал

Только свой бизнес! Ким Кардашьян больше не выполняет роль исполнительного директора частной инвестиционной компании SKKY Partners, которую она представила ещё в 2022 году вместе с бывшим дилером Carlyle Group Джеем Сэммонсом. Главная цель ком...
Читать статью

Не стало основателя Mango Исака Андика

Трагическая новость пришла в мир моды. В результате несчастного случая в горах Каталонии скончался основатель сети всеми любимых магазинов Mango Исак Андик. Ему был 71 год. Миллиардер случайно упал в ущелье с высоты 150 метров, когда отдыхал в...
Читать статью

Аукционный дом Sotheby’s терпит убытки

Sotheby’s столкнулся с серьёзными финансовыми проблемами! В ближайшее время известный аукционный дом может и вовсе закрыться. По данным издания The Wall Street Journal, сейчас у компании резко сократилась прибыль: только в первом полугодии 202...
Читать статью