Гуляем по подсознанию Хью Джекмана: рецензия на фильм «Воспоминания»
26 августа в российский кинопрокат выходит научно-фантастический фильм, полнометражный режиссёрский дебют Лизы Джой, снятый по её собственному сценарию. Лиза известна по нашумевшему сериалу «Мир Дикого Запада», который также можно отнести к жанру научной фантастики, но в случае с «Воспоминаниями» режиссёр исследует уже не взаимодействие искусственного интеллекта и людей, а наши собственные закоулки подсознания и сложный механизм человеческой памяти.
Главные роли в картине исполнили Хью Джекман и Ребекка Фергюсон. В креативную команду Джой вошли некоторые её коллеги по «Миру Дикого Запада», в том числе актрисы Тэнди Ньютон и Анджела Сарафян, оператор Пол Кэмерон, художник-постановщик Ховард Каммингс, монтажёр Марк Ёсикава и композитор Рамин Джавади, а также художник по костюму Дженнифер Старзик. Как говорит сама Лиза Джой, в сценарий новой ленты она вложила множество личных переживаний:
«Я написала сценарий «Воспоминаний», находясь на перепутье: на пересечении начал и концов, жизни и смерти. В то время я была беременна первым ребёнком и полна надежд, предчувствий, некоторого волнения по поводу предстоящего. И тут прозвучал звонок. Мой любимый дедушка скончался. Я полетела в Англию, чтобы помочь убраться в доме. Разгребая старые вещи, я нашла чёрно-белую фотографию. Судя по всему, ей было лет 60, не меньше. На фотографии была изображена молодая женщина с чёрными волосами, а на обороте карточки почерком деда было написано имя: “Сьюки Лин”. И тогда я подумала: если дедушки уже нет в живых, история осталась только в памяти этой незнакомки, если она ещё жива. Порой эти сюжеты ни с кем не связаны; уходим мы — уходят и они. В конце концов, все мы, думаю, станем воспоминаниями».
Борьба за ресурсы и память о счастливых временах
Действие картины происходит в недалёком будущем, в Майами. Из-за глобального потепления значительная часть суши ушла под воду. Ресурсов и территории недостаточно, люди выживают как могут. Война прошла, но ситуацию это не изменило. Богатые живут прекрасно, построив собственные острова и окружив себя дамбами, которые не пропускают воду. Они могут чувствовать почву под ногами и пользоваться оставшимися благами цивилизации. Остальные вынуждены выбираться из дома только на лодках. Люди работают по ночам, ведь днём выйти на улицу нереально — зной, солнце и жара просто выматывают. В мире царит разруха, нищета, и каждый готов убить за лишний кусок хлеба.
Главный герой — одинокий ветеран и частный детектив Николас Баннистер. Во время войны он занимался допросами пленных с помощью специального устройства, которое могло воспроизвести нужные ему фрагменты из памяти в виде голограммы. Когда война закончилась, Ник решил на этом заработать и основал собственный бизнес. Мужчина вытаскивает из человеческой памяти необходимые фрагменты, чтобы заказчик вновь их пережил и вспомнил то, что действительно имеет значение. Но Ник не только устраивает для людей аттракцион по путешествиям в собственную память, он также помогает полиции расследовать преступления, допрашивая преступников. Все воспоминания клиентов Ник записывает на флешки и держит в хранилище. Для людей Ник — проводник в мир, который они уже не помнят. Кто-то хочет вновь ощутить шелест травы под ногами, дуновение ветра, а кто-то желает окунуться в прошлое, чтобы пережить самые счастливые моменты своей жизни. На воспоминания «подсаживаются», поэтому бизнес Ника довольно прибыльный. И да, у аппарата есть одно побочное действие: если часто путешествовать в прошлое, граница реальности стирается. Человек вновь и вновь возвращается к воспоминаниям и по сути перестаёт жить настоящим, он только и делает, что «воспроизводит» счастливый момент и не участвует в реальной жизни, которая тем временем проходит мимо.
«Я был потрясён, когда прочитал сценарий Лизы, — говорит продюсер Джонатан Нолан. — Она ссылалась на мои любимые фильмы, нуар и классику, более благодатные фильмы, где можно было обыграть проблему персонажа, судьбы, воспоминания... Она взяла все эти идеи и вывернула наизнанку. Разнесла их на кусочки и собрала заново совершенно невероятным образом».
Исполнитель главной роли Хью Джекман сразу согласился сыграть роль в фильме: «Когда я встретился с Лизой, она показала мне часть раскадровок. В целом было понятно, о чём будет фильм, хотя сценария тогда ещё не видел. Мне он сразу понравился. Меня увлёк этот удивительный мир. Мне понравился персонаж, и вдохновил тот факт, что мне предстоит работать со сценаристом-режиссёром. По мне, она невероятно талантливая. Что меня привлекло помимо шанса поработать с Лизой, так это не избитость сюжета. Мне кажется, зритель всё чаще идёт в кинотеатр за чем-то новым, чего не видел раньше. Желает погрузиться в мир, которого ещё не видел. Он хочет отправиться в приключение с неожиданными поворотами, и это как раз оно. В общем, мир фильма захватывает сам по себе, но ещё больше — оригинальность и непредсказуемость повествования».
Женщина-загадка
И вот когда к Нику обращается новая клиентка, всё меняется. Просьба очень безобидная: загадочная девушка по имени Мэй забыла, где оставила ключи. Ник, естественно, не может оставить даму в беде и погружается в её воспоминания. Дальше — больше. Между ними начинается роман, всё идёт вроде бы прекрасно, но в один из дней женщина исчезает… Никаких зацепок нет. Тогда Нику приходится раз за разом отправляться в свои воспоминания, связанные с Мэй, в надежде получить подсказки. Когда Ник был готов оставить все попытки поиска, в полиции ему поручают допросить преступника. В воспоминаниях преступника Николас видит свою возлюбленную и решает во что бы то ни стало найти девушку и узнать все её тайны. А тайны у неё очень интересные…
Хью Джекман так описывает своего персонажа: «Он — одинокий волк, ветеран. Жизнь оставила ему шрамы. В нём живёт мрак. Возможно, поэтому он держится особняком — потому что научился справляться с ним. А машина воспоминаний позволяет иметь дело с памятью и тайнами разума. Мой персонаж — это тот, кто приводит вас в глубины памяти, чтобы вы не отклонились от цели и не заплутались. Мозг, разум — непростое и потенциально опасное место, поэтому мой персонаж ведёт вас безопасным путём и возвращает обратно».
Николас Баннистер, пройдя нелёгкий путь войны, не понимает, как кто-то может просто так взять и исчезнуть, быть стёртым из этого мира. Фильм-нуар привлекает внимание тем, что в нём обязательно присутствует женщина с загадочным прошлым. Она никому не доверяет и действует хладнокровно и расчётливо. Лиза Джой сделала из Мэй с одной стороны, трепетную лань, с другой — коварную тигрицу. Она полна противоречий, не святая, но и не полная грешница. Нику удаётся увидеть в девушке то, что больше никто не смог разглядеть, поэтому она так прочно въелась в его память.
Ребекка Фергюсон, сыгравшая Мэй, постаралась полностью изучить свою героиню с разных сторон и погрузилась в запутанный мир фильма: «Его невозможно отнести к какому-то одному жанру. Фильм получился многоуровневым. Для меня в нём очень много эмоций и драматизма. Это — триллер. Это — саспенс. Это — образ. Фантастическая канва — лишь средство для того, чтобы перенести нас в другие области этой драмы, показать её под новым углом. В фильме присутствует ощущение нуара, старой кинематографии. А этот мир... Его сломанная красота...».
Ребекка рассказала, что быстро нашла общий язык с Хью Джекманом. Между актёрами сложилось доверительное отношение и дружба: «Играя Мэй, я хотела “попасть” в её переломные моменты, её тени, её надрыв. Никто, кроме Хью, не дал бы мне такого ощущения надёжности. Это как оказаться в безопасности. Хью — это сама щедрость, доброта и веселье. Ему можно было сказать: "Я собираюсь кое-что попробовать, пока никто не в курсе". А он отвечал: "Посмотрю, что у тебя получится". Мы понимали друг друга, как близнецы в песочнице».
Окунаясь в прошлое размышляем о будущем
Кому-то может показаться, что «Воспоминания» напоминают чем-то «Начало» или «Довод», но это три совершенно разных фильма. Разные по повествованию, идее и содержанию. Действие сюжета постоянно меняет «локацию»: ныряя то в реальность, то в воспоминания, поэтому за фильмом придётся внимательно следить, но это и увлекает. Много моментов в фильме заставят задуматься о жизни, настоящем и прошлом, а также помогут здраво оценивать ситуации, происходящие вокруг. «Воспоминания» — это достаточно философский фильм. Импонирует и то, что Хью Джекман здесь — не супергерой, который может одним ударом убить врагов, а обычный, уязвимый и в чём-то неуклюжий человек.
Лиза Джой говорит: «Долгое время "Воспоминания" были моей мечтой. Ни один режиссёр никогда не может предугадать, как будет воспринят фильм, найдёт ли он такой отклик у людей, на который ты надеялся. Но я знаю, что точно так же, как в философии, нет одной “точки” в жизни, нет и одной “точки” в фильме. Нет решения, которое бы полностью удовлетворяло и давало бы почувствовать, что дело сделано. Есть только разрозненные мазки, из которых складывается опыт. И что этот опыт значил для вас».
Фильм «Воспоминания» получился достаточно увлекательным, динамичным, не всегда простым для восприятия и с определённой долей философии. Если смотреть его внимательно и вдумываться, вы сможете найти ответы на свои вопросы. При этом картина не даёт прямых подсказок, а просто рассказывает историю закадровым голосом Хью. А так хотелось поломать голову и самостоятельно додуматься, куда исчезла Мэй. Найдёт ли Ник её? Эту информацию оставим за кадром.
Источник фото: Warner Bros.
Всё самое интересное от Mainstyle в разделе ТОП-10