Как создавался фильм «Грех»: самые интересные факты
Мировая премьера новой картины Андрея Кончаловского «Грех» на Международном кинофестивале в Риме уже успела наделать немало шума. Историю об испытаниях на творческом пути художника и скульптора Микеланджело Буонарроти снимали совместно с итальянской кинокомпанией Jean Vigo Italia, Rai Cinema, благотворительным фондом Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт», Минкультом РФ. Режиссёр восемь лет изучал историю творца, пока не выкристаллизовал идею фильма.
«Мой фильм — это не размышление о живописи Микеланджело. Я вовсе не хотел снимать фильм о его произведениях. Моей задачей было показать человека Ренессанса, который был гениальным художником и вместе с тем обычным человеком со своими слабостями, страхами и недостатками. На самом деле я больше заинтересован не талантом Микеланджело как таковым, а самим персонажем и его отношениями с эпохой, полной вдохновения и красоты, и в то же время кровавой и жестокой», — говорит он.
Кадр из фильма «Грех», 2019
Кастинг
Режиссёр принципиально не хотел приглашать на главные роли известных итальянских актёров, так как это нарушило бы главную идею фильма — создания ощущения максимальной достоверности. Интересно, что над кастингом работали сразу две команды: одна просматривала актёров, другая искала подходящие лица среди рабочих мраморных карьеров и прохожих на улицах Тосканы.
Поиски главного героя заняли около 8 месяцев. Кончаловский предложил роль Альберто Тестоне из–за его поразительного сходства с сохранившимися портретами художника. Он мало снимался в кино и постепенно сменил профессию актёра и каскадера на мастера по изготовлению зубных имплантатов и протезов.
Съёмки
Съёмки проходили в Риме, Тоскане и карьерах Пьетрасанты, где в Средневековье Микеланджело добывал мрамор для своих творений. В столице Италии в павильоне воспроизвели часть интерьеров и декорации Сикстинской капеллы в реальную величину. Над этим работали тридцать мастеров, скульпторов, плотников, художников и штукатуров. Но, по словам режиссёра, самой сложной задачей оказался поиск подходящих мраморных карьеров — не современных, в которых камень аккуратно разрезают лазером, а похожих на те, в которых добывали мрамор в эпоху Возрождения. Тогда они были больше похожи на причудливо изрезанную поверхность Луны. Кроме того, художник–постановщик Маурицио Сабатини тщательно воссоздал улицы, площади, галереи, дворы, таверны, рынки, частные дома, дворянские резиденции и папские дворцы.
Специально для фильма было создано более 600 костюмов, 100 из которых были полностью сшиты вручную. Костюмеры и гримёры исторически точно повторили одежду, обувь, аксессуары и причёски того времени. Авторы проекта обращались за консультациями к видным учёным и историкам, чтобы убедиться, что все детали, включая декорации, реквизит, костюмы и грим, были исторически точными. Андрей Кончаловский уделил много внимания реалистичности:
«Я не хочу видеть красивые портреты в кадре. Я хочу видеть людей в грязной одежде, пропитанной потом и пылью. Запах должен проходить сквозь экран и доходить до зрителей, ибо именно такой на самом деле и была эпоха Возрождения».
Авторитетная команда
Среди экспертов картины историки искусства Андреа Бальдинотти и Костантино Паоликкии, автор книги о Микеланджело «Мраморные сны». Этноантрополог и преподаватель университета Сапиенца Алессандро Симоникка консультировал команду относительно музыки той эпохи, а Массимо Пистакки, директор Центрального института звуковых и аудиовизуальных активов, и Донато Пировано предложили Кончаловскому включить в фильм фрагменты текстов Данте, так как Микеланджело был фактически его фанатом. Кроме того, картину поддержал Алишер Усманов, который выработал в сотрудничестве с творцами собственный метод:
«Я с большим трепетом отношусь к Италии и восхищаюсь её культурным и историческим богатством. Сложно переоценить значение этой страны для русской культуры. В эпоху Возрождения меценатство считалось делом крайне ответственным: благотворители учились поддерживать художников, верить им и ценить их, не вмешиваясь в творческий процесс. Именно этот принцип я беру за основу, когда сотрудничаю с выдающимися деятелями культуры», — рассказал он.
На российские экраны фильм «Грех» выйдет 14 ноября.