Тему любви и любовного треугольника режиссёры, кажется, будут исследовать вечно. Однако далеко не все решатся оставить в кадре только троих — мужа, жену и ЕЁ. Анна Меликян решилась, благодаря чему её новый фильм «Трое» смотрится как глоток свежего воздуха на фоне громких блокбастеров с погонями, взрывами и драками. Чтобы показать человеческую драму, вся эта мишура не нужна, достаточно предоставить актёрам возможность жить в кадре. Особенно если в вашем списке такие имена, как Константин Хабенский, Юлия Пересильд и Виктория Исакова. Получилась классическая по смыслу, но необычная по форме повествования работа.
Форма как основа
Весь фильм зритель видит только троих героев — известного, но уже немного стареющего телеведущего Александра, его жену, известного инстаграм-психолога Злату и поэтессу и экскурсовода из Питера Веронику. Персонажи не показаны в вакууме — они живут активной жизнью, но при этом за весь фильм мы ни разу не увидим ни одного другого лица. Коллеги, друзья, прохожие — все они показаны или со спины, или как голоса за кадром или как проходящие в расфокусе силуэты. И ведь они действительно не важны. Важны эти трое и то, что между ними происходит. Анна Меликян будто погружает их под воду, где другие голоса слышатся невнятно, как отголоски, и совершенно не важно, что именно они скажут.
«Сначала появилась идея снять фильм о любовном треугольнике. Но основная мысль, которая меня возбуждала в этой истории, касалась формы, — рассказывает режиссёр ленты Анна Меликян. — Во время одного из своих походов в Третьяковку я купила книгу о знаменитой иконе Андрея Рублёва "Троица", где прочитала очень интересную историю. Оказывается, до Рублёва эту икону писали совершенно по-другому, изображая множество деталей и персонажей ветхозаветного сюжета, положенного в основу иконы. А Рублёв убрал всех второстепенных персонажей, изобразив самое главное, самую суть — трёх ангелов. И это натолкнуло меня на художественную форму моего фильма: так как это история о трёх людях, то нужно сфокусироваться только на них троих, а всё остальное отбросить».
Русская тоска
Почему этот фильм о русской тоске? Потому что только русскому человеку знакомо чувство, когда «вроде бы всё хорошо, но что-то не то». Главный герой Александр Сашин (Константин Хабенский) — известный телеведущий, у которого вроде бы всё есть: слава, признание, популярность, красавица-жена, с которой он вместе 10 лет. Но его гнетёт роль шута, которого заказывают на корпоративы, с которым делают селфи ради фотографии с известным лицом, порой даже не помня его имени. Сюжет начинается с того, что Александр задумывает утопиться в Фонтанке после получения очередной ничего не значащей для него премии. Оказавшись в мутных водах питерской реки, он быстро передумает и попытается выбраться на берег. Тут-то его и найдёт Вероника — поэтесса и экскурсовод в исполнении Юлии Пересильд, которая водит мистические экскурсии по ночному Санкт-Петербургу. Вероника непрактична и не слишком социальна, но её закрытый от посторонних и такой искренний мир покоряет Александра.
С этого момента всё и закрутится. Сашин будет мотаться между двумя столицами и метаться между двумя женщинами. Он будет придумывать нелепые оправдания для своей жены Златы (Виктория Исакова), которая тем временем ведёт онлайн-тренинги, помогающие людям выстраивать отношения, и совершенно не замечает, как рушится её брак.
«Порой натыкаешься на всевозможные "подсказки" на просторах интернета, какие-то интервью псевдопрофессионалов, так что я что-то уже видела ещё до начала съёмок. Мой персонаж по профессии life coach совершенно ничего не говорит о других составляющих её жизни, успехах или провалах. То есть подобный формат известен, но очевидно, что за любым специалистом стоит отдельный человек со своими личными проблемами, драмами, историями. Это было интересно», — говорит Виктория Исакова.
В конце же телеведущий будет тосковать, потому что не может выбрать между двумя женщинами. Его любовь к жене не окончена, более того, они пытаются завести ребёнка, как и многие пары, считая, что это спасёт отношения. Метаться между привычным и неизведанным, между своим и чужим, между тем, что должен и тем, что хочется — думаем, это чувство будет знакомо многим зрителям. Отдельное спасибо режиссёру за то, что любовь между телеведущим и поэтессой оказывается чисто платонической — можно с уверенностью сказать, что именно таких отношений уже очень давно не хватало российскому кино.
Поэзия
По сюжету Вероника Гущина — поэтесса, которая до поры до времени читает свои стихи лишь близким знакомым, а на жизнь зарабатывает проведением экскурсий. Сашин, влюбившись, помогает ей стать известной — Веронике тут же поступает предложение напечатать сборник её стихов, а её имя начинают узнавать. Однако героиня не становится светской львицей, а по-прежнему ценит теплоту и искренность отношений, а не глянцевый лоск. Интересно, что стихи были написаны для фильма неизвестным автором — Анна Меликян вдохновилась историей любви реальной поэтессы Вероники Тушновой.
«Я очень люблю поэзию Вероники Тушновой. И для меня было совершенно очевидно, что стихи будут звучать только её, — говорит режиссёр. — У Тушновой была очень трагическая история любви. Она любила другого поэта Александра Яшина. А у того была жена Злата. Александр Веронику тоже любил, это была история разделённой любви. Но они не могли быть вместе. И в итоге Тушнова не смогла это пережить и просто сгорела от любви, от рака в прямом смысле. А он после её смерти всё писал, писал ей стихи. И через три года тоже умер, потому что тоже безумно её любил. Это история про любовь, но и про невозможность быть вместе. Моя история по сюжету не имеет отношения к их истории. Но тем не менее имена персонажей для своей картины я позаимствовала у реальных людей».
Вода и два города
Картина «Трое» начинается с реки и заканчивается рекой, и образ воды — один из самых важных в фильме. Вода очень часто присутствует в кадре — в виде дождя, реки, душа, капающего с потолка, или в стакане. «Вода в этом фильме действительно очень важна как главный образ переменчивости, текучести жизни и непостоянства», — поясняет режиссёр. И в начальной, и в финальной сцене герой отдаётся течению реки, и оба раза Хабенский не пользовался услугами дублёров.
Важно и взаимодействие двух столиц. Изображение Москвы и Санкт-Петербурга здесь довольно традиционно, если не сказать картонно. Москва — это съёмки, светские рауты, бизнес, встречи, переговоры, а Санкт-Петербург — душевные прогулки, мистика, кладбища и храмы, подчёркнуто немодные квартиры. «Я считаю, что это мой первый питерский фильм, — говорит Анна Меликян. — Даже сценарий частично я писала в Петербурге: специально приехала туда на неделю, гуляла по городу, ходила по мистическим экскурсиям».
Фильм «Трое» стартует в прокате 3 декабря. Простая история о любовном треугольнике, поданная в интересной форме, безусловно, найдёт своего зрителя, однако духовно это тихое задумчивое кино гораздо ближе к дневному эфиру телеканалов в выходной день. Впрочем, топовый актёрский состав без сомнений выведет ленту на должный уровень хотя бы потому, что зрители пойдут на сеансы из любопытства.
Источник фото: ООО «Кинокомпания «Магнум»
Читайте самое интересное от Mainstyle на ЯНДЕКС.ДЗЕН
Комментарии