«Маленькие женщины»: всё, что нужно знать о фильме
30 января на большие экраны выходит экранизация одноимённого романа Луизы Мэй Олкотт «Маленькие женщины», снятая Гретой Гервиг. Главные роли в картине исполнили Сирша Ронан, Эмма Уотсон, Флоренс Пью, Лора Дерн, Тимоти Шаламе и Мерил Стрип. Отзывы у фильма преимущественно положительные, кроме того, его номинировали на «Оскар» в шести категориях. Одну статуэтку картина точно должна завоевать — в этом нет никаких сомнений. Пока нам остаётся ждать выхода драмы о взрослении четырёх непохожих друг на друга сестёр Марч, мы расскажем интересные факты о фильме и об истории его создания.
Работа над фильмом
Работа над картиной началась в марте 2015 года, когда на место продюсера пригласили Эми Паскаль, а написанием сценария занялась Сара Полли. Её же хотели назначить режиссёром, но благодаря успеху драмы Леди Берд на это место пригласили Грету Гервиг. Так, с июня 2018 года начались съёмки новой экранизации, которая в корне отличалась от других фильмов и представила нам новую историю семейства Марч и людей, которые их окружали.
Грета хотела реалистично передать мир, созданный в романе Луизы Мэй Олкотт, а также эмоции, которые испытывают персонажи. Ей было важно, чтобы зрители, смотря фильм, прочувствовали его и вспоминали книгу (или хотели прочитать, если этого по какой-то причине не сделали раньше). Грета создала единый рассказ о четырёх женщинах, которые показываются в разные периоды жизни. Мы видим их переживания, путешествуем по воспоминаниям, живём их бытом, сочувствуем трагедиям и утратам, злимся из-за их неудач. Грета заложила в своём фильме идею, что своей жизнью можно управлять, и что даже крохотное событие может в корне изменить привычный уклад.
Чтобы ещё больше окунуться в один из любимейших романов своей юности, Гервиг решила провести тщательное исследование писем писательницы, а также газет того времени, чтобы ещё больше погрузиться в период Гражданской войны. Гервинг в своей экранизации не забыла подчеркнуть финансовую мотивацию сестёр Марч, их привязанность к домашнему очагу, любовь к матери и некую жертвенность. Режиссёр смогла не только сохранить максимальное соответствие первоисточнику, используя текст романа там, где это было возможно, но и придать фильму современный окрас. Получилось полноценное путешествие во времени: мы видим повзрослевших сестёр, но в тоже время вместе с ними бродим по их воспоминаниям. Драма получилась больше феминистическая — герои-мужчины появлялись в ней, но мельком и всегда оставались на периферии, не перетягивая одеяло на себя.
Грета Гервиг в детстве множество раз перечитывала «Маленьких женщин» и, став режиссёром, мечтала его экранизировать. Она представляла все до малейших деталей — от того, как будут выглядеть героини на экране, до того, как они будут произносить свои реплики. И пока всё не получилось, как задумывалось, Грета не остановилась на оттачивании съёмок. Она требовала от актрис полной отдачи, репетиции одной сцены могли занимать несколько недель, и всё для того, чтобы диалоги получились реалистичными. Режиссёр хотела создать полную иллюзию сестринских отношений, правдоподобия их ссор. Гервиг не хотела, чтобы сцены выглядели наигранными и вымученными, — они должны были быть живыми, наполненными эмоциями и натуральными переживаниями. Только так можно заставить зрителя смотреть картину, затаив дыхание и не считая минуты до окончания.
С особым трепетом Грета Гервиг подошла к дизайну фильма. Она всё продумала до мелочей, чтобы зритель смог окунуться в эпоху того времени. Режиссёр вдохновлялась картинами, фотографиями, карточками. Чтобы воплотить свои идеи в реальность, Грете понадобилась целая команда профессионалов: оператор Йорик Ле Сон, художник-постановщик Джесс Гончора и дизайнер по костюмам Жаклин Дюрран. Гервиг было важно, чтобы люди были влюблены в свою работу и не боялись спорить с ней, высказывая своё мнение.
Сердце картины — дом Марчей. Грета хотела, чтобы снаружи он был обшарпанным и ветхим, но внутри изобиловал драгоценностями. Вдохновением для создания поместья Марчей послужил дом Луизы Мэй Олкотт, в котором сейчас находится музей писательницы. Кроме того, большое внимание уделялось ландшафту и природе. Грета бесконечно благодарна своей творческой команде, которой удалось воссоздать не только интерьер дома, но и окрестности, чтобы фильм выглядел максимально реалистичным и совпадал с описанием в книге.
Костюмы тоже играли не последнюю роль. Они должны были быть красочными, историческими, аутентичными и непременно стильными, передавая дух и моду того времени. Вдохновение для создания костюмов Гервиг и Дюрран черпали из фотографий викторианской эпохи, в картинах и открытках того времени. Дюрран разработала чёткую цветовую палитру для каждой из сестёр, чтобы передать их характер и подчеркнуть индивидуальность. Это чётко прослеживается в фильме. Дюрран было важно предоставить право сестрам оставаться самими собой, а также помочь актёрам максимально вжиться в роли. Обе задачи удались.
Характеристика героинь
- Джо Марч (Сирша Ронан) — она настоящая бунтарка, которая вдохновила ни одну женщину на мечты о путешествиях, свободе и творческое самовыражение. С самого начала Грета видела в роли Джо именно Сиршу Ронан. Ей уже довелось поработать с ней на съёмочной площадке («Леди Берд»), поэтому она была уверена, что эта роль придётся актрисе по душе, а, кроме того, она с ней непременно справится, изобразив на экране ураган страстей и эмоций. Ронан пришлось серьёзно потрудиться, чтобы из неё получилась достойная Джо Марч, и поначалу она немного испугалась предложенной роли. Но, поразмыслив, согласилась, поскольку понимала, что Джо выведет её на новый уровень. Так и получилось — номинация на «Оскар» в категории «Лучшая женская роль» дорогого стоит.
- Мег Марч (Эмма Уотсон) — старшая из сестёр семейства Марч. Она ответственна, элегантна, строга к себе и другим, перфекционистка до мозга костей. В ней есть материнские инстинкты, она переживает за своих сестёр и готова помочь советом. Но при этом Мег точно знает, чего хочет от жизни и не согласна прощаться со своей мечтой. Несмотря на то что Мег феминистка, она очень хочет замуж и родить ребёнка. Только за абы кого девушка замуж не пойдёт — финансовое благополучие играет для неё важную роль. Уотсон сразу согласилась сыграть Мег. Её привлекла в героине участливость и добросердечность, но в то же время сила и некая расчетливость.
- Бэсс Марч (Элайза Сканлен) — самая ранимая, замкнутая, боязливая, хрупкая из сестёр Марч. Кажется, что она практически не приспособлена к реальной жизни. Она словно цветок, который должен расти в оранжерее, за которым нужно ухаживать, и который не может сам за себя постоять. При этом нельзя забывать, что Бэсс тоже очень амбициозна, и подвинуть свои мечты она не хочет в угоду другим. По сравнению со своими сёстрами Бэсс очень стеснительная, но внутри у неё бушует ураган эмоций, скрытая сила и мощь, готовые вырваться наружу в любой момент. Пусть Бэсс прожила немного, но она сделала очень важное дело — объединила семью, когда сёстры уже выросли и зажили своей жизнью.
- Эми Марч (Флоренс Пью) — младшая из сестёр Марчей, которой удалось добиться огромных успехов в жизни. Пусть она часто спорит, балуется, шутит и шумит, и никто её не воспринимает всерьёз. Сама актриса, исполняющая роль Эми, говорит, что еёгероиню воспринимают как испорченную девчонку, мечтающую о славе и богатстве, но еёвнутренний мир гораздо ярче, и она совершенно не поверхностна. Эми просто стремится к совершенству: либо сделает что-то хорошо, либо вообще не возьмётся за дело. Восходящая звезда, Флоренс Пью, полюбила свою героиню всем сердцем и главным вдохновением для еёигры служила истинная сестринская любовь, которая помогла пережить множество конфликтов, со всем справиться и не потерять друг друга.
- Марми Марч (Лора Дерн) — мать семейства, которая, даже оставшись без мужа, смогла обеспечить дочерей, подарить им прекрасное воспитание, доверие и уважение. Олкотт рисовала образ Марми со своей матери, которая занимала активную гражданскую позицию и не представляла себя в роли обычной домохозяйки. Марми была сильной и независимой, пусть в некотором смысле она пожертвовала многим для благополучия и счастья своих дочерей. Она заразила дочерей любовью к мечтам, жажде познания, привила любовь к миру, научила доброте и наделила уверенностью в себе. Гервиг наделила героиню Лоры Дерн пламенем, которое могло разгореться в любую минуту, любовью к переменам и нежеланием сидеть на месте. Она шла к развитию и заставляла идти к нему своих дочерей. И да, Марми умела сдерживать свою импульсивность даже тогда, когда дочери выводили её из себя.
- Тётя Марч (Мэрил Стрип) — богатая и достаточно властная женщина, которая всеми способами прививает любовь сестёр к богатству и показывает, какие дороги оно открывает. Тетя Марч может себе позволить любую выходку и прихоть — её состояние просто огромно. Она живёт не в мечтах, а в реальной жизни и учит этому же своих племянниц. При этом тетя Марч достаточно властная, высокомерная и импульсивная. Эта роль досталась неподражаемой Мэрил Стрип, которая справилась с ней безупречно — ей не привыкать играть богатых стерв.
- Ханна (Джейн Ходишелл) — домработница Марчей, которая была для сестёр не только няней, но также стала настоящей подругой. Её образ в картине незначителен, но всё же играет кое-какую роль. Ханна работала в доме Марчей с самого детства девочек, поэтому знала их повадки и характер. Именно благодаря ей они раскрывались по-особенному и могли делиться не всеми секретами со своей матерью. Актриса Джейн Ходишелл прониклась фильмом и книгой — чувство утраты родной сестры ей знакомо не понаслышке. Когда ей было 12 лет, она потеряла родную сестру.
Мужские образы
Несмотря на то что мужчины в романе и экранизации — второстепенные персонажи, им отведено особое место и характер их раскрыт довольно полно.
- Лори (Тимоти Шаламе) — молодой сосед Марчей, влюблённый в двух сестер: Джо и Эми. Он рос в достаточно обеспеченной семье, но у него не было друзей и опыта общения с девушками, поэтому сёстры Марч раскрыли его и протянули руку дружбы.
- Фридрих Баэр (Луи Гаррель) — профессор университета, которого Джо встречает в Нью-Йорке. Он жестоко высказывался о работах Джо, но при этом помог ей подготовиться к суровым реалиям и часто несправедливой субъективной критике.
- Мистер Лоренс (Крис Купер) — таинственный и богатый сосед Марчей, дедушка Лори. Мягкий, добрый и очень искренний человек, который с особым трепетом относится к Бэсс.
- Роберт Марч (Боб Оденкёрк) — отец сестёр Марч, который опосредованно участвует в жизни семьи. Он молчаливый и все решения позволяет принимать своей супруге. Олкотт создала в нём все те качества, которые мечтала видеть в своем родном отце.
- Джон Брук (Джеймс Нортон) — гувернЁр Лори, который впоследствии влюбляется в Мэг. Он очень душевный, романтичный, серьёзный и реалистичный. Джон прекрасно понимает, что Мэг придётся от многого отказаться, чтобы быть с ним.
Оценить работу Греты Гервиг и её команды можно будет 30 января. Мы уверены, что фильм получился крайне эмоциональным и реалистичным, и что немаловажно — жизненным.