Марат Мухонкин: «Фотография должна быть призванием»
Имя Марата Мухонкина знакомо и редакторам глянца, и модным брендам, и галеристам. Вот уже почти 20 лет он привносит своё уникальное видение в мир фотографии и успел закрепить за собой фирменный почерк. За это время он успел сделать около 100 обложек модных изданий, поработать с лучшими модельными агентствами и организовать несколько собственных выставок. Прямо сейчас его работы выставляются сразу в двух модных пространствах Люксембурга, в том числе в известном House17, а в конце ноября открывается выставка, посвящённая фотографии в стиле ню, в Берлине. Ведутся переговоры с Лондоном и Ниццей, есть планы на Нью–Йорк… Так и хочется спросить: «Что дальше? Куда уж выше?». Именно эти вопросы и много других мы решили задать Марату лично.
«Если это не призвание – выкини фотоаппарат»
Марат уверен, что фотография должна быть для вас, прежде всего, делом всей жизни, а не способом заработать денег. Сначала душа, потом признание и заработки. Формула проста, но не все в неё укладываются. Мухонкин начал фотографировать с 17 лет, а в 19 его работы уже понравились модельным агентствам, а затем и глянцу. Первые свои работы он делал на фоне белой простыни на плёночный Kodak, а затем Марат выиграл в телевизионном конкурсе профессиональный фотоаппарат и… это всё определило.
«Одно время я заходил в Союзпечать и видел по 5–6 моих обложек одновременно. А иногда бывало очень забавно, — мою работу могли обругать, а через несколько лет я находил её на западных форумах или даже на обложке иностранного журнала, где ею восторгались и активно обсуждали», — говорит фотограф.
Fashion, портрет, ню и полный арт–хаус — кажется, для Марата не существует ограничений. Да и он сам никогда не закрывал себя в рамки и деликатно обходит тему любимого жанра. Порой фотографии ему даже снятся, а затем он воплощает их в реальности.
«Сейчас идёт выставка в Люксембурге. Охватывает путь в 19 лет. Там работы примерно с 2005 года, так как самых ранних плёночных всё же нет. Я шёл к этому много лет, это не просто труд — это половина моей жизни. Благодаря этой выставке я смог понять, что то, что хорошо смотрится в Инстаграм, не всегда классно выглядит в жизни и наоборот. Потому что снимок в распечатке два на два метра воспринимается совсем по–другому».
«Я не признаю "пластиковую" кожу»
Обилие смартфонов с неплохой оптикой и специальных программ для коррекции снимков привело к тому, что практически любой может считать себя фотографом. По мнению Марата, это нивелирует мастерство профессии. Однако есть то, что отличает творца от тысяч свадебных и репортажных фотографов:
«Я вообще не признаю современную обработку в фотошопе, не признаю "пластиковую" кожу, в этих фотографиях уже нет энергетики человека. Тут должны быть поры, там должны быть морщинки, даже в 20 лет. Мой подход — максимальная естественность. Мне постоянно предлагают свои услуги фотошоперы. Я пару раз поработал, и больше нервов ушло это исправлять. Я работаю по принципу "исправлять только то, что необходимо". Когда я снимаю, я стараюсь уже сразу снять так, чтобы минимум было под обработку. Понятно, что если прыщик вскочил, я его уберу, но не более», — делится Марат.
Мухонкин принимал участие в телевизионном проекте, где стилисты, визажисты, и в том числе фотограф, работали со сложными героинями — закомплексованными женщинами, не понимающими своей красоты. Именно тогда он выработал чёткую методику «раскрытия» героини перед объективом, а также научился исправлять недостатки без помощи хирургов или косметологов:
«Я работаю с осанкой — ставлю шею, затылок, подбородок. Многие идут к косметологам и хирургам, не понимая, что внешний вид ухудшается из–за неправильной осанки. Нужно любить и признавать себя, следить за осанкой — это 80 % молодости».
Впереди Берлин
Выставки в Люксембурге продлятся до конца ноября. Сразу же после них открывается новая, уже в Берлине. Она будет посвящена теме ню. Мухонкин особенно подчеркивает, что эротики ждать не стоит. Он добивается от моделей чувственности, но не пошлости. В итоге от снимков исходит особая энергетика.
«Мне интересна Европа, она по–другому меня принимает. Здесь люди очень ведутся на хайп, часто превозносят молодых фотографов и буквально кидаются на них. А там мне очень приятно получать признание. Моя цель — стать галерейным фотографом и продаваться в галереях», — поделился Марат.
И специально для Mainstyle он дал три совета фотографам, которые хотят открыть свою выставку:
- Не открывать выставку раньше, чем у вас наберется 10–летний опыт работы. До этого нужно созреть. Мои первые выставки были очень тяжёлыми, хоть и имели успех.
- Быть честным с собой. Никогда не плагиатить. Лучше сделать трибьют, свою вариацию, если уж очень восхищаешься работой, но не красть идеи.
- Никогда не искать выгоды, а искать красоту. Пытаться создать арт–объект и думать об искусстве, а не о заработке.
Отдельное внимание Марат Мухонкин посоветовал уделить авторскому праву. Как опытный профессионал, он замечает, что многие начинающие и не очень фотографы готовы сотрудничать с известными изданиями или знаменитостями просто за упоминание в соцсетях или подпись под снимком. При этом часто они подписывают договор об отчуждении авторских прав, даже не понимая, что за этим стоит. А между тем юридическая подкованность важна даже в творчестве:
«После этого фотограф не имеет никаких прав на своё произведение и даже не может отправить фото на конкурс, выставить у себя в соцсетях, добавить в портфолио и даже, по сути, кому–либо показать. Хорошо подумайте об этом, когда во время съёмок вам предлагают подписать какой–то договор. Я жалею о некоторых таких «ошибках молодости», потому что теперь не могу выставлять некоторые работы, которые мне очень нравятся».