Юлия Высоцкая и Андрей Кончаловский
Новый фильм Андрея Кончаловского «Дорогие товарищи!» был показан на 77-м Венецианском кинофестивале и принят благоприятно критиками и зрителями. Картина снята Фондом Андрея Кончаловского по поддержке кино, сценических и визуальных искусств при поддержке Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт», Министерства Культуры Российской Федерации и Телеканала «Россия 1». Генеральным продюсером фильма выступил Алишер Усманов. Главные роли сыграли Юлия Высоцкая, Андрей Гусев, Юлия Бурова, Егор Гордиенко, Анатолий Петрунин, Александр Маскелайн и другие.
Фильм «Дорогие товарищи!» основан на реальных событиях, которые произошли 1 и 2 июня 1962 года в Новочеркасске. Тогда на улицы города вышли на демонстрацию рабочие Новочеркасского электровозостроительного завода, требующие повышение зарплат и понижения цен на продукты. Постепенно к ним присоединились рабочие других предприятий и начались беспорядки. Защитники правопорядка пытались успокоить разгневанную толпу, но все было безуспешно. Тогда власти приняли решение открыть огонь.
Сначала предполагалось, что использованы будут холостые патроны, но все пошло не по плану. Когда толпа недовольных атакует горком, в ситуацию вмешивается КГБ. В город вводят военную технику, военным раздают боевые патроны… В результате беспорядков были убиты 26 человек, ранены около 100, ещё семеро зачинщиков расстреляли. Информация о трагедии была засекречена несколько десятилетий, лишь в 90-х годах правда начала выплывать наружу. Первое официальное расследование по этому делу было проведено в 1992 году, а завершено — в сентябре 1994 года. Большинства виновных в трагических событиях уже не было в живых, поэтому они не понесли заслуженное наказание. События в фильме были показаны глазами ответственного партработника, завсектора горкома Людмилы Семиной.
Картина «Дорогие товарищи!» показана честно, без наигранного драматизма и показушности. Роль Людмилы Семиной исполнила Юлия Высоцкая. Главная героиня — мать-одиночка, которая твердо верит в советские идеалы. Она — убежденная сталинистка, которая считает единственным правильным выходом в сложной ситуации расстрел. Людмила долгое время не могла понять людей, которые вышли на забастовку, ведь у неё всего было в избытке — и продукты, и зарплата, и другие радости.
«Дорогие товарищи!» — это фильм о человеческих судьбах через призму восприятия непричастного к этому человека. Людмила, пусть она и не знает лишений, пытается понять обычных рабочих, что их подтолкнуло на это. Женщина, возмущенная таким поведением трудяг, задает себе вопросы, на которые не может найти ответ… Людмила верит в правоту коммунистов и стоит на их стороне. Но когда в беспорядках на площади пропадает её дочь, женщина по-другому начинает смотреть на этот мир и идеалы рушатся в один миг.
В фильме присутствует жестокость, никто не церемонится с народом — расстрелять и точка. Не важно, кто попадется под руку — девочка-подросток, старик, парикмахерша или любой другой человек, даже не причастный к демонстрациям. Властям все равно — нужно держать народ в «ежовых рукавицах» и страхе.
Андрей Кончаловский говорит, что снимать фильмы о шестидесятых годах ХХ века достаточно тяжело из-за восстановления исторических фактов и поиска достоверных источников. Режиссёр не хотел, чтобы «Дорогие товарищи!» выглядел фальшиво и надуманно, поэтому поставил себе задачу максимально точно воссоздать эпоху СССР 60-х годов. Андрей Кончаловский снимал этот фильм не сколько для себя и современных зрителей, а именно для советских людей, которые заслуживают достоверного фильма, где показан весь дух, несломленность, сила и принципиальность народа. Зная, что они могут лишиться жизни, люди не побоялись власти и пошли защищать свои права.
Консультантом фильма выступил генерал-майор юстиции Юрий Бакраев. Сначала он с недоверием и опаской отнесся к предложению Андрея Кончаловского, поскольку принимал участие в нескольких передачах, посвященных событиям в Новочеркасске. Юрия не удовлетворял результат работы, то, с какой скудностью преподносится информация и в каком ключе она доносится до зрителя. Но Кончаловский убедил Бакраева, проявив истинный интерес к событиям тех времен. Режиссёр на самом деле хотел докопаться до истины и понять мотивы людей, участвующих в демонстрации. События в фильме показаны с максимальной точностью, однако не являются точной хронологией всех событий, которые тогда произошли. Фильм с уважением показывает историческую правду и ничего не утаивает. Мы видим, как тяжело было военным нарушать закон и расстреливать по сути безобидных людей, как люди держались друг за друга и не боялись взглянуть смерти в лицо, как руководство не могло успокоить народ, поэтому пошло на локальные меры.
Спусковым механизмом к забастовке стала фраза директора завода Курочкина: «Не хватает денег на мясо — жрите пирожки с ливером». Зарплату рабочим никто поднимать не собирался... К 12 дня количество бастующих достигло пяти тысяч человек. Они перекрыли железнодорожную магистраль, остановили пассажирский поезд. С 18:00 до 19:00 к заводу подоспел отряд милиции из 200 человек, к 20:00 к зданию подъехали военные, а ночью вошли танки. Утром 2 июня толпа протестующих стала больше: к рабочим присоединялись случайные прохожие, в том числе женщины с детьми. Никому до них не было дела. Единственно возможным выходом из ситуации власти увидели расстрел. В результате были убиты 26 человек, но трупы родным не отдавали. Тела погибших вывозили поздно ночью, их хоронили в случайных могилах на разных кладбищах Ростовской области. Несмотря на то что в официальных данных нет погибших о детях, они были. Сколько точно детей было убито, неизвестно.
Чтобы добиться максимального ощущения достоверности, Андрей Кончаловский задумал снять фильм в чёрно-белых тонах, а формат кадра — 1,33. Такой подход повышает доверие к фильму. Действительно кажется, что это советская картина, поэтому ощущения от просмотра несколько другие, чем после современного кино.
На съёмках некоторых эпизодов фильма «Дорогие товарищи!» в кадре часто присутствовало около 500 человек. Это было достаточно непросто с технической точки зрения и в плане костюмов. Создателям фильма нужно было сразу одеть большое количество людей. Причём четкого понимания, кто кем будет, не было. В арсенале художника по костюмам были халаты, фартуки, комбинезоны, платья, рабочая и обычная одежда. Только в гримерке становилось ясно, кого будет играть человек.
«Дорогие товарищи!» — это фильм о человеческих жизнях и судьбах. О тех, кто не побоялся пойти наперекор партии и встать на защиту своих интересов. Картина однозначно достойна внимания, даже если вы скептически относитесь к подобным фильмам. В «Дорогие товарищи!» передаётся сила духа советского народа, привыкшего сражаться за себя и родину, но столкнувшегося с предательством и непониманием со стороны государственного аппарата.
Источник фото: Фото: @jacopo_salvi; Архивы пресс-служб
Читайте самое интересное от Mainstyle на ЯНДЕКС.ДЗЕН
Комментарии