Мир моды жесток. И не только к моделям, которые всегда должны выглядеть идеально, но и к самим дизайнерам. Казалось бы, именно они диктуют, что мы будем носить завтра. Но и на бренды оказывается не меньшее давление. Чтобы тебя воспринимали всерьёз, нужно нести определённые представительские расходы — шоу–рум в центре города, а желательно и сеть бутиков, своя PP–команда, рекламные кампании, презентации, регулярное обновление коллекций и показы на Неделях моды. Всё это требует средств, и немалых. Но нужны ли они начинающему дизайнеру, который пока выпустил только одну–две коллекции и делает в мире fashion–бизнеса первые шаги? Мы спросили у российских модельеров, которые уже могут похвастать определёнными успехами.
Шоу–рум
Чтобы арендовать торговое помещение в престижном центре Москвы (а по–другому серьёзные бренды и не делают), нужно приготовиться выложить от 150 000 (при большой удаче) до 500 000 рублей в месяц. И это будут не хоромы, а скромное помещение на первом этаже площадью 30–50 квадратных метров, в котором ещё предстоит сделать ремонт. При желании иметь красивый бутик с большими витринами на центральной улице аренда вполне может «съедать» несколько миллионов рублей в месяц.
Однако успешные дизайнеры видят в открытии собственного бутика не только имиджевую, но и творческую пользу. Например, основательница бренда Beloe Zoloto Юлия Прохорова считает его пространством для вдохновения и обратной связи:
«Собственный шоу–рум или бутик — это однозначно то, к чему нужно стремиться и, наверное, самый важный шаг в построении бизнеса. На этом этапе вы уже сможете сформировать основные бизнес–процессы, команду, видеть и слышать своих клиентов, а это очень важно — знать вживую свою аудиторию. На начальном этапе, конечно, можно обойтись и онлайн–площадкой, продвигая её с помощью Инстаграм. Сейчас много подобных примеров, когда бренды останавливаются полностью на этом формате и создают крупные интернет–магазины. Но это всё–таки больше коммерческая история, а для дизайнера очень важно оставлять творческую составляющую и важно иметь свою территорию, свой мир, где представлены все коллекции, где всегда можно встретить гостей, звёзд, партнёров».
Команда управляющих
Да, самому тяжело. Но когда вы только делаете первые шаги, нанимать целую команду управляющих, менеджеров и администраторов, наверное, рановато. Тем более что вы берёте ответственность уже не только за свой успех, но и за других людей, которым вы будете обязаны платить заработную плату. Конечно, творцу хочется творить, но пока обороты невелики, лучше контролировать всё самому — так будет спокойнее. К тому же, как показывает практика, даже владельцы успешного fashion–бизнеса часто предпочитают держать бразды правления в своих руках. Например, как Алёна Ахмадуллина:
«Я пробовала приглашать менеджеров, и очень высокого уровня. Всё равно оказывалось, что я вовлечена во все процессы, документы, ответы на все вопросы, написание стратегий. В итоге всё равно получилось, что сейчас я принимаю участие во всех процессах компании, связанных с продажей. Не могу сказать, что это любимая часть работы, конечно, я стремлюсь больше к созданию продукта, к дизайну. Но это оказалось не так сложно, как может показаться, пока ты не погрузился внутрь, достаточно элементарный менеджмент».
Ruban осень-зима 2019
PR и связи
PR–деятельность важна, потому что именно так о вас вообще могут узнать. Мало просто творить в мастерской; даже самые красивые и стильные вещи нуждаются в том, чтобы их иногда показывали. Иногда для увеличения популярности достаточно попросить друзей начать ставить отметки в соцсетях о том, вещи какого бренда на них надеты. Особенно хорошо, если у таких друзей есть немалая аудитория подписчиков. Но иногда понадобится и толковый PR–специалист, который будет верить в ваш продукт так же, как и вы сами. Однако сёстры Алиса и Юлия Рубан, владелицы и дизайнеры успешного бренда одежды Ruban, советуют работать над качеством и не стесняться изучать маркетинговые стратегии, так как надеяться на кого–то — неверная стратегия.
«Мы работаем очень осознанно. Начинающим русским дизайнерам необходимо понимать, что одного творчества мало, — нужно уметь строить бизнес, продумывать с этой точки зрения каждый свой следующий шаг. Некоторые дизайнеры надеются на удачные знакомства, но «связи» могут помочь только на «стартапе». По–настоящему успех коллекции зависит и от тщательного анализа трендов и конъюнктуры», — говорят они.
Юлия Прохорова
О стартовом капитале
Да, часто размер вложений определяет дальнейшую популярность. Однако иногда именно желание и упорство пробивают дорогу к вершине. Кстати, многие популярные сегодня дизайнеры говорят, что начинали с совсем небольших цифр, которые в состоянии накопить, наверное, каждый студент. Например, Юлия Прохорова (Beloe Zoloto) прекрасно помнит свой первичный капитал и советует начинающим модельерам не бояться начинать:
«Что касаемо стартового бюджета, лично у меня он был смешным. Хотите цифру? 30 тысяч рублей. Именно на эту сумму я купила 8 или 10 отрезов хлопка в обычном розничном магазине и начала шить сама. И всю первую коллекцию отшила сама, та как у меня было огромное желание. Первые заказы я тоже, кстати, отшивала сама. Если совсем нет стартового бюджета, можно пойти на стажировку в какой–либо модный дом, получить опыт и накопить бюджет для собственного старта. Главное, что вы должны понимать сразу и помнить всегда, что это бизнес, а не просто творчество, бизнес, который требует очень много сил и терпения!»
Источник фото: Архивы пресс-служб
Читайте самое интересное от Mainstyle на ЯНДЕКС.ДЗЕН
Комментарии