«Побег из Претории»: новый фильм с Дэниэлом Рэдклиффом
16 июля на большие экраны выходит триллер режиссера-дебютанта Фрэнсиса Аннана, снятый по книге Тима Дженкина «Inside Out: Escape from Pretoria Prison» (основана на реальных событиях). Действие сюжета разворачивается в 1979 году, в Южно-Африканской Республике, где введен режим апартеида (прим. политика, построенная на принципах расовой сегрегации). Полицейские «воспитывают» темнокожих с помощью слезоточивого газа и дубинок, не думая о последствиях, ведь им все дозволено. Тим Дженкин и Стивен Ли – белые южноафриканцы, которые распространяют на улицах несанкционированные листовки, призывающие свергнуть апартеид и задуматься о своем будущем.
Мужчины были пойманы с поличным и получили серьезный срок – 12 и 8 лет тюремного заключения в одной из самых строгих тюрем мира «Претории». Тюрьма покажется Тиму и Стивену настоящим адом, тем более, что надзиратели позаботились, чтобы у них были «особые» жесткие условия. Разговоры о политике под запретом, за каждым твоим шагом наблюдают, даже радио послушать нельзя. Более того, даже в тюрьме действуют правила сегрегации, поэтому Тим и Стивен не намерены задерживаться в стенах государственного исправительного учреждения. Вместе с другими узниками, мужчины готовят самый опасный побег в истории. Из «Претории» еще никто живым не выбирался, поэтому беглецам придется тщательно продумать свой план и осуществить его.
«Побег из Претории» не похож на другие фильмы про побег из тюрьмы. Здесь в больше степени акцент идет на политике и проблемах социального неравенства. Тюрьма – тот же мир, только с решетками на окнах, где унижают темнокожих, не дают свободе выражению и репрессируют инакомыслие. Фрэнсис Аннан пусть и новичок в кинематографе, он очень ответственно подошел к каждой мелочи и использовал во время съёмок некоторые фишки Альфреда Хичкока и Брайана де Пальмы: в глаза бросаются сцены с вырезанием ключа и бомбами. Главные герои будут медленно, но верно идти к своей цели, к свободе, к жизни вне тюрьмы, внедряя свои идеи и идеалы даже в условиях жесткой тюремной сепарации. Только сделать это не так просто, ведь тюрьма – это не дом отдыха. Здесь свои порядки в виде регулярных обысков, допросов, доносов, издевательств над заключенными.
Большая часть фильма – подготовка к побегу и вырезание деревянного ключа, который должен открыть дверь на свободу. Разбавляются эти сцены суровыми тюремными буднями без прикрас и супергероев, которые одним ударом ногой выбивают дверь, убивают охранника, забирают у него оружие и бегут на свободу, расстреливая всех на своем пути в замедленной съемке. Тим, Стивен и другие заключенные выглядят, как самые обыкновенные люди, попавшие в тюрьму. Здесь нет ни холеных лиц, ни чистеньких простыней, не вкусной еды – все, как в настоящей тюрьме строгого режима. Также создатели не слишком драматизировали в фильме. Да, героям хочется сопереживать, тем более они делали благое дело и отстаивали права темнокожих, будучи белыми, но чрезмерной слезливости и драматичности в картине мы не видим. Фильм смотрится местами даже как документальный, а Дэниел Рэдклифф не выглядит, как «мальчик, который выжил», он выглядит, как «мальчик, который вырос и созрел для серьезных ролей», даже если ему приходится играть заключенного.
Если верить слухам, то консультантом фильме стал сам Дженкин, поэтому на достоверность фактов можно смело полагаться. Большая часть сцен в картине мрачные, тому способствовала общая гнетущая атмосфера и декор. Но при этом нет напыщенной искусственности, нагнетания ужасов и кровавых пыток. Сюжет идет своим чередом, размеренно и постепенно. В каждом кадре присутствует напряжение и умеренный уровень насилия. Все персонажи на своем месте и им характерен определенный типаж, который узнается с первых кадров. Если не знать, что фильм был основан на реальной истории побега, предположить это сложно. Слишком нереальная получается идея, да и кто будет рисковать своей жизнью, пытаясь убежать из самой суровой и жестко-охраняемой тюрьмы? Местами фильм выглядит достаточно затянутым и однообразным: помним, что большую часть времени герои скрупулезно вырезают ключ из дерева. Но по мере развития сюжета и приближения к финалу, напряжение будет нарастать и нагнетать общую атмосферу.
«Побег из Претории» - это фильм, который достоин внимания. Это не блокбастер с лихо закрученным сюжетом, не боевик с перестрелками и даже не слезливая драма. Это серьезный политический триллер, указывающий на важность проблемы социального неравенства, расизма и дискриминации.
Источник фото: Megogo Distribution
Читайте самое интересное от Mainstyle на ЯНДЕКС.ДЗЕН