Кадр из фильма «Побег из Претории», 2020
16 июля на большие экраны выходит триллер режиссера-дебютанта Фрэнсиса Аннана, снятый по книге Тима Дженкина «Inside Out: Escape from Pretoria Prison» (основана на реальных событиях). Действие сюжета разворачивается в 1979 году, в Южно-Африканской Республике, где введен режим апартеида (прим. политика, построенная на принципах расовой сегрегации). Полицейские «воспитывают» темнокожих с помощью слезоточивого газа и дубинок, не думая о последствиях, ведь им все дозволено. Тим Дженкин и Стивен Ли – белые южноафриканцы, которые распространяют на улицах несанкционированные листовки, призывающие свергнуть апартеид и задуматься о своем будущем.
Мужчины были пойманы с поличным и получили серьезный срок – 12 и 8 лет тюремного заключения в одной из самых строгих тюрем мира «Претории». Тюрьма покажется Тиму и Стивену настоящим адом, тем более, что надзиратели позаботились, чтобы у них были «особые» жесткие условия. Разговоры о политике под запретом, за каждым твоим шагом наблюдают, даже радио послушать нельзя. Более того, даже в тюрьме действуют правила сегрегации, поэтому Тим и Стивен не намерены задерживаться в стенах государственного исправительного учреждения. Вместе с другими узниками, мужчины готовят самый опасный побег в истории. Из «Претории» еще никто живым не выбирался, поэтому беглецам придется тщательно продумать свой план и осуществить его.
Кадр из фильма «Побег из Претории», 2020
«Побег из Претории» не похож на другие фильмы про побег из тюрьмы. Здесь в больше степени акцент идет на политике и проблемах социального неравенства. Тюрьма – тот же мир, только с решетками на окнах, где унижают темнокожих, не дают свободе выражению и репрессируют инакомыслие. Фрэнсис Аннан пусть и новичок в кинематографе, он очень ответственно подошел к каждой мелочи и использовал во время съёмок некоторые фишки Альфреда Хичкока и Брайана де Пальмы: в глаза бросаются сцены с вырезанием ключа и бомбами. Главные герои будут медленно, но верно идти к своей цели, к свободе, к жизни вне тюрьмы, внедряя свои идеи и идеалы даже в условиях жесткой тюремной сепарации. Только сделать это не так просто, ведь тюрьма – это не дом отдыха. Здесь свои порядки в виде регулярных обысков, допросов, доносов, издевательств над заключенными.
Кадр из фильма «Побег из Претории», 2020
Большая часть фильма – подготовка к побегу и вырезание деревянного ключа, который должен открыть дверь на свободу. Разбавляются эти сцены суровыми тюремными буднями без прикрас и супергероев, которые одним ударом ногой выбивают дверь, убивают охранника, забирают у него оружие и бегут на свободу, расстреливая всех на своем пути в замедленной съемке. Тим, Стивен и другие заключенные выглядят, как самые обыкновенные люди, попавшие в тюрьму. Здесь нет ни холеных лиц, ни чистеньких простыней, не вкусной еды – все, как в настоящей тюрьме строгого режима. Также создатели не слишком драматизировали в фильме. Да, героям хочется сопереживать, тем более они делали благое дело и отстаивали права темнокожих, будучи белыми, но чрезмерной слезливости и драматичности в картине мы не видим. Фильм смотрится местами даже как документальный, а Дэниел Рэдклифф не выглядит, как «мальчик, который выжил», он выглядит, как «мальчик, который вырос и созрел для серьезных ролей», даже если ему приходится играть заключенного.
Кадр из фильма «Побег из Претории», 2020
Если верить слухам, то консультантом фильме стал сам Дженкин, поэтому на достоверность фактов можно смело полагаться. Большая часть сцен в картине мрачные, тому способствовала общая гнетущая атмосфера и декор. Но при этом нет напыщенной искусственности, нагнетания ужасов и кровавых пыток. Сюжет идет своим чередом, размеренно и постепенно. В каждом кадре присутствует напряжение и умеренный уровень насилия. Все персонажи на своем месте и им характерен определенный типаж, который узнается с первых кадров. Если не знать, что фильм был основан на реальной истории побега, предположить это сложно. Слишком нереальная получается идея, да и кто будет рисковать своей жизнью, пытаясь убежать из самой суровой и жестко-охраняемой тюрьмы? Местами фильм выглядит достаточно затянутым и однообразным: помним, что большую часть времени герои скрупулезно вырезают ключ из дерева. Но по мере развития сюжета и приближения к финалу, напряжение будет нарастать и нагнетать общую атмосферу.
Кадр из фильма «Побег из Претории», 2020
«Побег из Претории» - это фильм, который достоин внимания. Это не блокбастер с лихо закрученным сюжетом, не боевик с перестрелками и даже не слезливая драма. Это серьезный политический триллер, указывающий на важность проблемы социального неравенства, расизма и дискриминации.
Источник фото: Megogo Distribution
Читайте самое интересное от Mainstyle на ЯНДЕКС.ДЗЕН
Комментарии