Почему шоппинг делает нас несчастными?

Кадр из фильма «Дьявол носит Prada», 2006

Кажется, единственной проблемой шопинга может стать лишь отсутствие крупной суммы денег на карточке. Однако психолог Барри Шварц выяснил, что уровень счастья может падать прямо во время процесса выбора нового гардероба. Стремление людей к свободе выбора в совокупности с технологическими мощностями предприятий ежегодно порождают тысячи новых товаров. А, учитывая искусственное сокращение срока службы вещей, моду, социальные стереотипы и склонность современного человека к сверхпотреблению, делать покупки среди всего разнообразия вещей приходится часто. В итоге выбор сумки превращается в поиск иголки в стоге торговых центров и онлайн-магазинов.

Разумеется, делать покупки приятно, особенно когда есть выбор. Но если вариантов слишком много, появляются проблемы. Как минимум — чрезмерная усталость, как максимум — тревожность и хроническая неудовлетворённость самим собой. Так, исследования Шварца доказывают, что утомление от выбора нового платья сравнительно больше, чем от решения задачки по математике.

Кадр из фильма «Шопоголик», 2009

Почему это происходит?

Процесс выбора одного варианта из множества начинается с формирования ожиданий. Сначала человек придумывает идеальный образ того, что он хочет приобрести. В этом ему часто помогает реклама, показывая недостижимое великолепие реально отсутствующих в жизни вещей. А затем определяет наиболее важные для него характеристики этой модели (цвет, фасон, материал, цена). После просмотра и анализа всех вариантов на наличие необходимых характеристик человек сопоставляет модели между собой и делает выбор.

Истоки проблемы лежат в стремлении человека сделать самый выгодный выбор из всех. Брюки класса «так себе» никого не устраивают, особенно когда приходится платить за них собственными деньгами, а потом носить каждый день. Поэтому, чтобы убедиться в выбранном варианте, хочется просмотреть и все остальные модели, что практически невозможно. На одном только сайте Lamoda представлено более 1,5 тысячи пальто. Изучить их все физически очень сложно, а чтобы сопоставить и сделать выбор, придётся отбирать в несколько этапов. Отсюда первая проблема — усталость. По этой причине всё меньше людей используют шоппинг как средство для расслабления.

К чему ведёт?

Чаще всего мы не ищем все существующие в мире платья и не сравниваем их, а идём в знакомые магазины и выбираем из того количества, на примерку которых у нас хватило сил. Это приводит к тому, что после покупки нас одолевают сомнения. Действительно это вещь так хороша? Можно было найти что-то лучше? Разумеется, если такая тревожность подтвердится, и после покупки в следующем магазине найдётся платье краше или дешевле, это сильно ударит по настроению. А теперь представим, как часто нам приходится что-то выбирать: от вкуса жевательной резинки и сиропа в кофе до костюма на собеседование и золотых серёг на праздник.

Кадр из фильма «Шопоголик», 2009

Как с этим бороться?

Меню в ресторанах толще, чем юбилейный выпуск Vogue. Капиталистическая машина постепенно топит нас потоками новых продуктов и старых моделей с обновлёнными запахами, вкусами. Хочется крикнуть: «Горшочек, не вари!» Только в нашем мире это не поможет. Справиться с усталостью и тревожностью, не меняя капиталистического устройства, можно двумя способами. Во-первых, если сделали не самый удачный выбор, примите его и осознайте, что это не ваша вина. На тот момент это было выгодно — отлично. Всего предугадать невозможно, так что не мучайте себя тем, что не можете контролировать. Во-вторых, чётко определите свои вкусы и всегда останавливайтесь на чём-то одном. Кофе — только пряный, блузки — только хлопковые, ногти — только красные. Это сэкономит время, а также поможет определить границы своей личности, понять свои предпочтения, восстановить похороненную модой собственную индивидуальность.

Источник фото: Shutterstock

ЦУМ на время закроется из-за коронавируса

Карантинные меры усиливаются, развлекательные и торговые заведения закрываются, а значит, и ЦУМ прекращает свою работу в привычном режиме с 28 марта по 5 апреля. Универмаг будет закрыт, но интернет-сервисы продолжат свою работу, а сотрудники б...
Читать статью

Patrizia Pepe выпустили коллекцию футболок к женскому дню

Patrizia Pepe решила символично отпраздновать международный женский день — выпустила специально разработанный дизайн футболок. Символичный принт с тремя женскими руками, которые тянутся к небу, транслирует призыв ко всем женщинам объединяться ...
Читать статью

Cartier теперь можно купить по телефону

Французский ювелирный и часовой Дом Cartier запустил в России новый сервис — заказ по телефону. Приобрести дистанционно можно все категории изделий бренда, кроме парфюмерии и зажигалок. Ювелирные украшения, часы, очки, сумки, платки и прочие а...
Читать статью

Тренд: удобная шпилька

Bally весна-лето 2020 Долгое время словосочетание «удобная и красивая обувь» считалось чем-то вроде оксюморона. Девушки страдали, но продолжали носить высокие шпильки, которые уже через пару часов превращались на ногах в орудие пыток. Однако ди...
Читать статью

Обувной мастер Мишель Рабаллан в Москве

John Lobb объявляет о приезде знаменитого обувного мастера Мишеля Рабаллана. Только три дня — 27, 28 и 29 февраля — клиенты смогут попасть к нему на сессию Bespoke. Мишель снимет мерки для индивидуального заказа и расскажет обо всех тонкостях ...
Читать статью

Вечная жизнь становится реальностью? Samsung планирует скопировать человеческий мозг на электронный носитель к 2023 году

Идеи дальнейшего обучения искусственного интеллекта упираются в ограниченность освоенных и описанных алгоритмов. Импровизация, интуиция, чувства — всё это за пределами технологий, которые сейчас оцифрованы в интересах умных машин. В Samsung ре...
Читать статью

Дутики, рюмочки и цепи: модные босоножки этого лета

Купить новые босоножки к новому летнему сезону — святая обязанность каждой модницы. Под новое платье, новую сумку или даже просто под настроение. И, конечно, бренды с радостью готовы предложить нам самые разнообразные коллекции. Но как не поте...
Читать статью

Balenciaga представили футуристические кроссовки X-Pander

Креативный директор Balenciaga Демна Гвасалия представил новую футуристическую модель кроссовок X-Pander. Её особенность в том, что внутри подошвы есть свободное пространство в 40 миллиметров, которое при ходьбе сжимается. По форме и материала...
Читать статью

Удобно и тепло: лучшие худи для сезона осень-зима 2020-2021

Карантин сместил акценты. Мы поняли, что для успешной работы вовсе не обязательно ходить зажатыми в деловые костюмы, и даже когда удалёнка для некоторых закончилась, не захотели снимать удобные джинсы и толстовки. Дизайнеры это тоже поняли, и ...
Читать статью

Что купить на распродаже для осенней погоды

Похолодало, и многие отправились обозревать просторы гардероба в поисках позабытых за лето тёплых вещей. Наверняка многие обнаружили, что им очень не хватает обновок, а тут как раз подоспели распродажи. Бренды делают скидки на летние коллекции...
Читать статью