Кадр из фильма «Дьявол носит Prada», 2006
Кажется, единственной проблемой шопинга может стать лишь отсутствие крупной суммы денег на карточке. Однако психолог Барри Шварц выяснил, что уровень счастья может падать прямо во время процесса выбора нового гардероба. Стремление людей к свободе выбора в совокупности с технологическими мощностями предприятий ежегодно порождают тысячи новых товаров. А, учитывая искусственное сокращение срока службы вещей, моду, социальные стереотипы и склонность современного человека к сверхпотреблению, делать покупки среди всего разнообразия вещей приходится часто. В итоге выбор сумки превращается в поиск иголки в стоге торговых центров и онлайн-магазинов.
Разумеется, делать покупки приятно, особенно когда есть выбор. Но если вариантов слишком много, появляются проблемы. Как минимум — чрезмерная усталость, как максимум — тревожность и хроническая неудовлетворённость самим собой. Так, исследования Шварца доказывают, что утомление от выбора нового платья сравнительно больше, чем от решения задачки по математике.
Кадр из фильма «Шопоголик», 2009
Почему это происходит?
Процесс выбора одного варианта из множества начинается с формирования ожиданий. Сначала человек придумывает идеальный образ того, что он хочет приобрести. В этом ему часто помогает реклама, показывая недостижимое великолепие реально отсутствующих в жизни вещей. А затем определяет наиболее важные для него характеристики этой модели (цвет, фасон, материал, цена). После просмотра и анализа всех вариантов на наличие необходимых характеристик человек сопоставляет модели между собой и делает выбор.
Истоки проблемы лежат в стремлении человека сделать самый выгодный выбор из всех. Брюки класса «так себе» никого не устраивают, особенно когда приходится платить за них собственными деньгами, а потом носить каждый день. Поэтому, чтобы убедиться в выбранном варианте, хочется просмотреть и все остальные модели, что практически невозможно. На одном только сайте Lamoda представлено более 1,5 тысячи пальто. Изучить их все физически очень сложно, а чтобы сопоставить и сделать выбор, придётся отбирать в несколько этапов. Отсюда первая проблема — усталость. По этой причине всё меньше людей используют шоппинг как средство для расслабления.
К чему ведёт?
Чаще всего мы не ищем все существующие в мире платья и не сравниваем их, а идём в знакомые магазины и выбираем из того количества, на примерку которых у нас хватило сил. Это приводит к тому, что после покупки нас одолевают сомнения. Действительно это вещь так хороша? Можно было найти что-то лучше? Разумеется, если такая тревожность подтвердится, и после покупки в следующем магазине найдётся платье краше или дешевле, это сильно ударит по настроению. А теперь представим, как часто нам приходится что-то выбирать: от вкуса жевательной резинки и сиропа в кофе до костюма на собеседование и золотых серёг на праздник.
Кадр из фильма «Шопоголик», 2009
Как с этим бороться?
Меню в ресторанах толще, чем юбилейный выпуск Vogue. Капиталистическая машина постепенно топит нас потоками новых продуктов и старых моделей с обновлёнными запахами, вкусами. Хочется крикнуть: «Горшочек, не вари!» Только в нашем мире это не поможет. Справиться с усталостью и тревожностью, не меняя капиталистического устройства, можно двумя способами. Во-первых, если сделали не самый удачный выбор, примите его и осознайте, что это не ваша вина. На тот момент это было выгодно — отлично. Всего предугадать невозможно, так что не мучайте себя тем, что не можете контролировать. Во-вторых, чётко определите свои вкусы и всегда останавливайтесь на чём-то одном. Кофе — только пряный, блузки — только хлопковые, ногти — только красные. Это сэкономит время, а также поможет определить границы своей личности, понять свои предпочтения, восстановить похороненную модой собственную индивидуальность.
Источник фото: Shutterstock
Комментарии