Полина Аскери: «В современном искусстве нужно коллекционировать то, что нравится»
Далекому от искусства человеку арт-рынок кажется полным хаосом. Сложную скульптуру здесь могут назвать «милой поделкой», а невзрачной линией на белом фоне будут восхищаться в лучших галереях мира. По каким законам живёт этот рынок, когда больше не существует канонов «красиво и некрасиво», а есть лишь критерий «искусство и не искусство»? Как отличить бесталанного дилетанта от автора шедевров? Кто покупает современное искусство? Поговорили с владелицей московской галереи ASKERI GALLERY и коллекционером с десятилетним стажем— Полиной Аскери.
Собственную галерею она открыла в 2016 году. 5 лет – довольно долгий срок для участника современного арт-рынка, — отмечает Полина: «Обычно в арт-мире говорят: если кто-то открыл галерею, нужно посмотреть, что будет с ней через два-три года, потому что 90% из них закрываются. И это действительно так: содержать галерею тяжело и дорого, особенно, если она находится в самом центре Москвы. Многие ошибочно полагают, что торговаться искусством легко, однако это очень трудоемкий процесс, в котором крайне важен человеческий фактор. Например, необходимо правильно выстроить отношения с художниками, а это не всегда получается. Однако это мой выбор, и галерея - однозначно моё место силы, а люди, которые здесь работают, - моя команда. С каждым годом мы становимся сильнее, развиваемся, делаем классные проекты, помогаем большому количеству художников», — говорит Полина Аскери.
Формат работы ASKERI GALLERY предполагает не только активный выставочный процесс, но и полное кураторство над художником. Полина и её команда берут «под крыло» несколько перспективных авторов и выстраивают их карьерный путь: открывают персональные выставки, а также организуют участие художников в крупнейших международных ярмарках и фестивалях современного искусства.
Как понять коммерческий потенциал художника
Попасть в ASKERI GALLERY может далеко не каждый современный автор: галерея работает с художниками, обладающими высоким коммерческим потенциалом. При отборе произведений искусства ключевой вопрос – один: будут ли эти работы пользоваться спросом? Чтобы оценить возможности и коммерческую составляющую той или иной работы, можно следовать одному простому правилу, - рассказала Полина Аскери:
«Я советую коллекционерам и своим друзьям покупать только то, что нравится. Потому что арт-рынок — это такая текучая субстанция: сегодня популярно одно, а завтра - совершенно другое. Мы видим это на примере Дэмьена Хёрста, который несколько лет назад был суперпопулярен, а сейчас всё больше падает в цене на аукционах. Интерес угас. Мне важно, чтобы работы в первую очередь были красивыми и несли определённый энергетический заряд. Мой любимец в этом плане — южнокорейский художник Кван Йонг Чан. Это художник мирового масштаба, его работы легко можно встретить в лучших музеях планеты, начиная от Музея Виктории и Альберта в Лондоне, Бруклинского музея в Нью-Йорке, до Музея искусства в Сеуле. На данный момент это самый дорогой художник, который есть в ASKERI GALLERY».
Помимо Кван Йонг Чана, галерея представляет работы Питера Опхайма, Конора Маккриди, Джей Йонг Кима и целую плеяду отечественных художников. Среди них Глеб Скубачевский, создающий из бумаги уникальные формы внеземной жизни, Дарья Котлярова, умело соединяющая в живописи реальность и аллегорию, а также Павел Полянский, чьи работы напоминают синтез живописи, фотографии и постера. Стилистика и техника этих мастеров может удивить консервативного зрителя, выросшего на академизме. Но в искусстве в первую очередь важна не техника, а насколько оно цепляет. Именно такой подход обеспечивает успешную работу галереи, - пояснила Полина Аскери.
«Я человек, который не терпит полумер. Поэтому мне важно, чтобы работы художников поражали в самое сердце. Мы живём в мире, когда много чего сделано и подсмотрено, но у некоторых авторов вдохновение чужим стилем чересчур очевидно. Поэтому мне так важно, чтобы художник был оригинален, создавал свой собственный стиль и являлся тем самым примером для подражания. Например, керамические пончики Джей Йонг Кима пытаются повторить многие современные авторы. Уникальной техникой Глеба Скубачевского восхищаются по всему миру, и ни в одном из музеев я не видела ничего подобного. Мне важно, чтобы мы с художником одинаково смотрели на мир. Чтобы он нёс созидание и красоту, а не хаос, которого и так достаточно в нашей жизни. Задача художника – добавить света в нашу жизнь, привнести в неё уют и красоту. Именно поэтому я ищу тех, чьи работы захочу забрать домой».
Кстати, именно домашняя коллекция Полины Аскери легла в основу настоящего галерейного бизнеса. Поначалу она покупала искусство для себя или в подарок семье и друзьям («вместо магнитиков», - шутит галерист). Затем к ней стали обращаться с просьбой подобрать необычный подарок или помочь в разработках уникального интерьера. Началась совместная работа со старшей сестрой – Ангелиной Аскери, дизайнером и декоратором с мировым именем. Её работы публикуют Elle Decoration, Architectural Digest, Casa Facile и многие другие специализированные издания. В результате семейный тандем перерос в желание создать свою галерею и профессионально заниматься формированием коллекций.
Как прийти к искусству
Большинство из нас знакомится с искусством в детстве. Однако ни школьные уроки, ни государственные музеи не мотивируют продолжать общение вне рамок образовательной программы. Искусство преподается как элемент зубрежки и ассоциируется со строгими смотрителями, защищающими экспонаты от слишком шумных или любопытных посетителей. В итоге близкого знакомства с прекрасным так и не происходит: люди искренне считают его чем-то скучным и консервативным. Возможно, именно яркое современное искусство способно разрушить этот стереотип, если галереи будут практиковать менее снобистский подход к неподготовленному зрителю.
«Я вижу количество людей, которые приходят к нам на выставки, с каждым годом их становится всё больше. Здесь они получают то, чего не получили в других галереях. Я человек новой формации, я вижу потребности посетителей и, мне кажется, во многом я их закрываю. Это меня наполняет и даёт силы двигаться дальше. Я хочу развивать вкус и насмотренность людей, привить им любовь и интерес к современному искусству», — говорит Полина.
Основательница ASKERI GALLERY активно участвует в различных конференциях и на форумах, читает лекции о современном искусстве. По её словам, интерес к этой сфере высок, однако действительно разбирается в искусстве и тенденциях арт-рынка лишь небольшая часть аудитории. Галерея – возможность ответить на все вопросы посетителей, ввести их в курс дела и, возможно, сформировать свою собственную коллекцию:
«Искусство — это то, к чему человек идёт, когда у него уже закрыты все базовые потребности пирамиды Маслоу. И дальше ему хочется чего-то большего: развития и полёта души. Я верю, что потихоньку собирается новый пул коллекционеров. Пусть у них и нет таких финансовых возможностей, как у некоторых наших олигархов, но у них есть интерес, жажда познаний и открытий, и, что самое классное для меня - им нравятся работы русских художников. Они патриоты, и это здорово».
Работа галереи никогда не стоит на месте. В преддверии новых выставочных проектов и крупных международных ярмарок Полина Аскери строит новые планы. Главная цель – расширить пул художников, а вместе с ним – и аудиторию:
«Я думала о том, чтобы создать фонд, чтобы помогать художникам и привлечь тех, кто ещё не в нашей команде. Потому что,, когда я смотрю на работы в нашей галерее, то понимаю, что помогла художнику выстроить диалог с огромным количеством людей. Я помогаю развивать их талант через выставки, ярмарки, публикации. Я несу свет через красоту, которая меня окружает. И даю людям возможность на секунду остановиться и посреди всей этой суеты заметить что-то по-настоящему прекрасное».
Фотограф: Наталия Яшкова
Источник фото: Askeri Gallery
Читайте самое интересное в новостном разделе сайта ТОП НОВОСТИ