18 ноября в российский кинопрокат выходит долгожданная историческая драма Ридли Скотта «Последняя дуэль», основанная на подлинных исторических документах и книге Эрика Джегера. Главные роли в картине исполнили Мэтт Деймон, Бен Аффлек (они также были сценаристами и продюсерами), Адам Драйвер и Джоди Комер. Премьера картины состоялась 10 сентября на Венецианском кинофестивале. Первоначально о проекте было объявлено в июле 2015 года. Тогда фильм должен был снимать Френсис Лоуренс, но что-то пошло не так, проект приостановили, права на экранизацию были утрачены. В июле 2019 года за реализацию проекта решил взяться Ридли Скотт. События фильма разделены на три главы: первые две отражают точку зрения персонажей де Карружа и Ле Гри, третья — Маргариты.
Мэтт Деймон: «Мы были уверены, что это невероятная история. Вопрос был в том, как рассказать её действительно интересно. И тогда нам пришла в голову перспективная идея, своего рода небольшое мошенничество — когда вы две трети фильма смотрите на двух мужчин, а потом обнаруживаете, что героем всей истории на самом деле является женщина».
Сюжет
1386 год, Франция. Страна погружена в разруху Столетней войны с Англией. Нормандский уважаемый рыцарь Жан де Карруж известен своей храбростью и мастерством на поле боя. Его хороший друг, Жак Ле Гри, сын нормандского землевладельца и дворянин, славится своим умом и красноречием. Когда кузен короля и барон при Аржантанском дворе, граф Пьер д’Алансон, в ожесточённом имущественном споре встаёт на сторону Ле Гри, Карружа отстраняют от двора. Несмотря на несправедливость, Жан женится на прекрасной Маргарите — красивой, умной, храброй и волевой дочери сэра Робера де Тибувиля. Плюсом к внешности у девушки имеется внушительное приданое. Через год Карруж знакомит свою супругу с Ле Гри. Жак стал ещё более высокомерным, чем раньше, но не против помириться с давним другом.
Кадр из фильма «Последняя дуэль», 2021
Кадр из фильма «Последняя дуэль», 2021
Кажется, что жизнь наладилась, Каррудж при делах и при этом продолжает сражаться за свою страну. Вернувшись в очередной раз домой с поля битвы, мужчина узнает, что его любимая жена Маргарита подверглась жестокому насилию со стороны Ле Гри. Женщина утверждает, что Жак пробрался в замок, пока никого из слуг не было, надругался над ней в спальне и приказал никому не рассказывать о произошедшем. Ле Гри, естественно, отрицает все обвинения, Маргарите никто не верит, свидетелей нет, но женщина не сдаётся. Она готова пойти до конца, а Жан ей в этом поможет. Кроме того, Ле Гри помогает влиятельный покровитель граф Пьер д’Аленсон. Желая добиться справедливости и избавиться от позора, Каррудж доходит до самого короля Карла VI и требует у того возможности выяснить правду в смертельном поединке, которым является юридически санкционированная дуэль. От результата исхода будет зависеть не только жизнь Жака, но и Маргарет. В случае неудачи супруга Маргарет поплатится жизнью: её сожгут на костре. Только об этом никто не знал в самом начале «операции», все, как обычно, герои узнают в самом конце.
Кадр из фильма «Последняя дуэль», 2021
Исторические источники
Эрик Джагер при написании своего романа проводил тотальное исследование, на которое ему потребовалось 10 лет. Писатель искал, переводил и тщательно изучал всевозможные средневековые свидетельства — летописи, юридические записи, документы на собственность, военные рапорты, архитектурные планы и исторические карты. Автор совершил множество поездок в Нормандию, где посетил замок Жана де Карружа, королевский дворец, где собрался Парламент, и старый монастырь Сен-Мартен-де-Шан, познакомился с оригинальной рукописью судебного разбирательства.
«Мне удалось установить, что некоторые документы содержат ошибки и пропуски. Я также обнаружил документы, которые ранее не были известны историкам, либо мельком упоминались в других источниках, и, судя по всему, не являлись частью нашего современного представления о тех событиях. Одним из первых больших сюрпризов для меня стало то, что мнение историков и правоведов, которые на протяжении веков говорили о том, что Маргарита заблуждалась и даже что она лгала, оказалось не бесспорным».
Кадр из фильма «Последняя дуэль», 2021
Главное украшение фильма «Последняя дуэль» — сценарий. История рассказывается сразу с трёх точек зрения. Кому верить — решать только зрителям. Каждая сцена будет преподноситься с позиции разных персонажей. Важно следить даже за мелочами. Вы можете сопереживать сначала одному, но всплывут новые факты и тот, кого 5 минут назад вы ненавидели всем сердцем, станет для вас героем. Ридли Скотт в этом плане настоящий профессионал: ему хвала, почёт и уважение. Режиссёр и сценаристы блестяще выворачивают наизнанку мотивы и мысли героев, играют с их мимикой: Карруж воспринимает всё на личный счёт, видит через призму обиды и несправедливости, Ле Гри погряз во вседозволенности, считает, что ему все должны, Маргарита олицетворяет позицию женщины в средневековой Европе.
Кадр из фильма «Последняя дуэль», 2021
Место женщины в мире
Средневековая Европа была жестока и беспощадна к женщинам: об этом свидетельствуют многочисленные исторические свидетельства и рукописи. Женская честь определялась целомудрием и верностью мужу. Это было решающим для выживания. Термин «изнасилование» использовался редко, а женщины, которые заявляли об изнасиловании или страдали от любого другого вида сексуального надругательства, часто подвергались дискриминации. Когда Маргарита рассказала о том, что с ней произошло, это поставило под угрозу не только её репутацию, но и её жизнь. Как и многие люди, пережившие сексуальное насилие, она столкнулась с тяжёлым бременем доказательства своей правоты, а также с осуждением общества.
Продюсер Кевин Дж. Уолш: «Она признаётся мужу, что была изнасилована, что во Франции XIV века было невероятно рискованным решением для любой женщины. В то время женщины имели мало прав в обществе и обычно находились под опекой мужчин. Те из них, кто имели смелость рассказать о сексуальном насилии, часто подвергалась ещё большему террору со стороны мужей и всего общества под предлогом их неверности, распущенности и непослушания. Учитывая эти серьёзные риски, решение Маргариты рассказать правду было поистине героическим».
Кадр из фильма «Последняя дуэль», 2021
Фильм длится 2,5 часа, но они пролетают как одно мгновение. Зрители остаются в некотором неведении после просмотра, обдумывать сюжет можно очень долго. «Последняя дуэль» — это история героизма одной женщины, которая вынуждена была выживать в жестоком мужском мире. Оба мужчины, Де Карруж и Ле Гри, ведут себя как злодеи. Но на деле они таковыми не являются. У обоих своя правда. Де Карруж оскорблён и пытается не только защитить честь любимой женщины, но и отомстить обидчику за все обиды. Мэтт Деймон довольно убедителен в роли побитого жизнью, но не сломленного рыцаря, который привык действовать по чести. Жан готов сложить голову ради защиты своего доброго имени. Ле Гри прав по-своему и видит себя обиженным, униженным страстным героем-любовником, который без ума от Маргариты. Он излагает всё как красивую историю любви и свято верит, что Маргарита — любовь всей его жизни. Только вот для женщины всё выглядит иначе. Ей тяжело выживать в мужском мире, плюс ко всему она может лишиться жизни. Маргарита прекрасно это понимает, но лучше умереть, чем быть опозоренной. Для неё это история изнасилования. В ней нет битв, мужских конфликтов, баталий. Маргарита преподносит всё просто, с точки зрения женщины, которая вынуждена ждать мужа с войны и не имеющая права выйти из замка без разрешения. При этом Маргарита довольно остра на язык, шутит не только с подругами, но и с Жаном, чем иногда приводит его в бешенство. Ни Де Карруж, ни Ле Гри понятия не имеют, что это за женщина и сколько всего ей пришлось вынести.
Кадр из фильма «Последняя дуэль», 2021
Интересно, что историю каждого героя писали разные сценаристы: Бен Аффлек, Мэтт Дэймон и Николь Холофсенер. По словам Холофсенер, причина, по которой она пришла в проект, кроется в том, что Мэтт и Бен — мужчины. Именно она смогла добавить в рассказ особый голос — свой женский взгляд на историю. Жан де Карруж и Жак Ле Гри были героями своих собственных судеб, но ненадёжными рассказчиками легенды. Точка зрения Маргариты очень важна: она даёт необходимую поправку к непререкаемому мужскому видению себя и окружающего мира.
Николь Холофсенер: «После изнасилования мир для Маргариты меняется навсегда. Она подверглась жестокому обращению, что было обычным делом в жизни женщин того времени. У них не было никаких прав, никакого контроля, никакой власти. Даже мужья обращались с ними как с куском мяса. Изнасилование стало последней каплей. Мне кажется, в тот момент ей было всё равно, что с ней случится, когда она расскажет правду. Она знала, что муж может убить её только за то, что она произнесёт подобное вслух, но также была уверена, что без её слов всё закончится ничем, как и всегда».
Удивительно к месту пришёлся герой Бена Аффлека — Пьер д’Аленсон. Его персонаж получился современным, ярким, язвительным, любвеобильным и самодовольным. Пьер без ума от женщин и выпивки, бесцельно прожигает свою жизнь, слово «честь», ему, кажется, незнакомо. Ему всё может сойти с рук, простым людям не понять его мотивов. Д’Аленсон считает, что борьба между Де Карружем и Ле Гри связана не с любовью к женщине, а с политикой, положением и властью.
Кадр из фильма «Последняя дуэль», 2021
Новый фильм Ридли Скотта заслуживает того, чтобы войти в список его лучших, оригинальных и эмоциональных работ наравне с «Дуэлянтами», «Гладиатором», «Царством небесным», «Тристаном и Изольдой», «Робин Гудом». Картину стоит посмотреть — это действительно хорошая историческая драма с интересным контекстом, хорошими костюмами и декорациями, затягивающим повествованием. «Последняя дуэль» прекрасно соединяет цельность повествования, современную проблематику харассмента и изнасилования. Фильм не защищает преступников, он приводит чёткие аргументы в пользу жертвы, где недопустимо её угнетать и делать виноватой.
Источник фото: 20th Century Studios
Всё самое интересное от Mainstyle в разделе ТОП-10
Комментарии