Искусство – динамичная «наука», а потому с каждым годом мы всё чаще видим в заголовках афиш новые незнакомые нам слова. Так, слово «перформанс» за последние пару лет прочно въелось в лексикон не только художника, но и «созерцателя». А авторское кино нередко именуют «артхаусом».
Однако за появлением новых терминов есть и более глобальные открытия. Наверняка вы слышали высказывание Уильяма Шекспира: «Весь мир – театр, мужчины, женщины – все в нём актёры!» Если воспринять его совсем буквально, то новый, стремительно входящий в «моду» способ проведения досуга – иммерсивный театр – действительно можно описать именно этой цитатой.
Что такое иммерсивный театр?
Новый тип театра, именующийся также «театром-бродилкой», отличается от традиционного полным погружением зрителя в сюжет постановки. То есть любитель театрального искусства, привыкший наблюдать за процессом игры, теперь становится её полноправным участником.
Постановщики, актёры и сами зрители утверждают, что такой метод подачи визуального искусства позволяет наиболее глубоко прочувствовать произведение, испытать новые эмоции и просто погрузиться с головой в виртуальную реальность.
Ещё одна особенность иммерсивного театра заключается в том, что спектакли могут проходить не только на большой сцене, но и в небольших арт-пространствах, на улицах и даже в квартирах. А это значит, что каждый сможет найти постановку, локация и атмосфера которой придётся ему по душе.
И всё-таки наиболее широкое распространение такой вид проведения досуга получил у молодых людей. Они не только посещают абстрактные перформансы, снимая происходящее на камеру смартфона, но, более того, организовывают собственные спектакли. Поэтому, если вы, прогуливаясь по улочкам Арбата, столкнётесь с юными ораторами или попадёте на открытое представление (например, чтение поэзии) в небольшой кофейне или библиотеке, знайте: это проделки «юных гениев».
Как и где это развивается?
Широкое распространение иммерсивный театр получил, как ни странно, в Китае. Будучи футуристами и генераторами нестандартных идей, китайские архитекторы уделяют большое внимание созданию дизайна интерьера, ведь с его помощью и достигается эффект реалистичности происходящего.
С художественной точки зрения иммерсивный театр активно развивается в Лондоне и Нью-Йорке. Так, первый славится яркой группой Punch Drunk, создавшей и полностью погрузившей зрителя в пространство, похожее по атмосфере на загадочные картины легендарных кинорежиссёров Стенли Кубрика («2001 год: Космическая одиссея»), Альфреда Хичкока («Психо») и Дэвида Линча («Твин Пикс»).
А нью-йоркская креативная команда Third Rail Projects прославилась своим нестандартным подходом к выбору локаций представления и любовью соединять танец, звук, живопись и театр в одно целое. К слову, одним из самых громких перформансов группы стал спектакль «Then She Fell», действие которого происходило в заброшенной психиатрической больнице в городе Бруклине.
А как у нас с этим?
В Москве такое явление, как иммерсивный театр, можно назвать, в первую очередь, «трендом». Стремительно развивая его, российские художники черпают вдохновение из Западной Европы, дополняя их идеи своими абстрактными решениями.
У нас предвестником иммерсивных спектаклей считаются театрализованные квесты вроде «Москвы 2048» от «Клаустрофобии». По сути, это 3 в 1: спектакль, кино и компьютерная игра, где участнику предстоит взаимодействовать с актёрами, решать логические задачи и принимать «судьбоносные» решения.
А в 2016 году один из главных театральных ньюсмейкеров, Максим Диденко, совместно с театральной компанией Ecstàtic представили в столице первый иммерсивный мюзикл по неоконченному роману А.С. Пушкина «Дубровский» под названием «Чёрный русский». В его рамках зрителей делили на три группы, каждая из которых имела своего проводника – Дубровский, Троекуров или Маша. Каждый участник получал маску, снимать которую было запрещено до конца «игры».
«В этом доме запрещено падать в грязь лицом, поэтому каждый гость обязан носить маску».
Помимо этого, до конца игры каждый участник должен был молчать. Зато можно было прочувствовать свойственные той или иной локации запахи, попробовать блюда – всё давало возможность полноценно погрузиться в мистическую атмосферу произведения Пушкина.
На сегодняшний день в Москве есть несколько абсолютно неклассических «постановок». Например, вы можете стать главным героем «не-шоу» «Совместные переживания» Виктории Приваловой, рассказав о первой любви, или исследовать себя в камерном спектакле-игре швейцарской театральной компании «Magic Garden» «Questioning/КТО ТЫ?».
Иммерсивный театр – что-то вроде виртуальной реальности. Отказываясь от классического понимания театрального искусства, единства действия и статики, зритель становится для себя главным героем постановки, ощущая полную свободу и неприкрытое любопытство в отношении того, как развернётся его «судьба» в том или ином действии.
Это современное искусство, и оно находит новые способы привлечения аудитории, раскрывает новые грани и отбрасывает все рамки, экспериментируя над новыми «блюдами». Кто знает, быть может, иммерсивный театр – будущее театрального искусства в целом.
Комментарии