Секция статей

mainstyle logo

«Работа без авторства»: когда каждый человек — художник!

«Работа без авторства»: когда каждый человек — художник!

5 сентября в российский кинопрокат выходит драматический триллер Флориана Хенкель фон Доннерсмарка «Работа без авторства». Тот самый фильм не для всех, нацеленный не на массового зрителя, а на исключительных ценителей искусства. Это третья по счёту полнометражная работа Флориана Хенкель фон Доннерсмарка, ранее с его творчеством можно было познакомиться благодаря фильмам «Жизнь других» и «Турист».

В своей новой картине режиссёр обращается к послевоенной жизни в Германии, затрагивая историю трёх человеческих судеб. Главный герой — молодой художник Курт Барнерт. Он сбегает из Восточной Германии в Западную, чтобы учиться живописи и иметь возможность свободно работать. Только прошлое забыть не удаётся… Отец его девушки, профессор Карл Сибанд, — бывший нацист, убеждённый рационалист и перфекционист до мозга костей. Он совершал ужасные преступления, но ему удалось избежать наказания. Теперь ему приходится приспосабливаться к новой жизни и мириться с выбором дочери. Курта профессор считает слабым и ни на что не способным, выступает против отношений с его дочерью. Несмотря на любовь к Элли, Курт не намерен молчать. С помощью своих картин он разоблачит негодяя. «Работа без авторства» — это не просто выдумка.

При описании характера и идеологии Карла Сибанда, режиссёр вдохновлялся текстами Ницше и произведениями Вагнера, читал множество книг, которые могли бы проникнуться его идеями и полностью погрузиться в эту мрачную среду. Несмотря на то что при написании сценария Флориан создавал своих персонажей как реальных людей, а не подстраивал их под характер определённого актёра, Курта он писал именно под Себастьяна Коха. Режиссёр не представлял в роли главного антагониста никого другого.

«Работа без авторства»: когда каждый человек — художник!Кадр из фильма «Работа без авторства», 2018

В основу фильма легла биография известного немецкого художника Герхарда Рихтера. Флориан Хенкель фон Доннерсмарк, познакомившись с творчеством художника и изучив его биографию, непременно захотел снять о нём фильм. Режиссёр говорит, что просто обязан был снять фильм про этого великого человека, поскольку именно с его работами сталкивался чаще всего в критические моменты своей жизни. Это настоящая судьба. Причём картины Герхарда Рихтера не раздражали Флориана, как заевшие в голове мелодии. Наоборот, он видел в них нечто особенное, вдохновлялся ими и не мог забыть, когда увидел впервые.

Продюсеры картины Ян Мойто, Макс Видеманн и Квирин Берг согласились на эту затею. Они читали сценарий взахлёб и прочувствовали его от начала и до конца. Ян Мойто помогал Флориану Хенкель фон Доннерсмарку создавать его первый полнометражный фильм «Жизнь других», поэтому на съёмочной площадке царило полное взаимопонимание. Что интересно, картина должна была быть совершенно о другом, но когда режиссёр рассказал, что работы Герхарда Рихтера не дают ему покоя, Ян поддержал затею снять фильм на основе его биографии.

В «Работе без авторства» создатели рассмотрели много важных моментов, которые поймут не только в родной Германии, но и за рубежом. Внутри страны — это темы, волнующие авторов и народ, заставляющие всё время оглядываться назад, а всему миру рассказывают о времени, когда в Германии творился настоящий хаос.

 Кадр из фильма «Работа без авторства», 2018 Кадр из фильма «Работа без авторства», 2018

Для продюсера Макса Видеманна «Работа без авторства», прежде всего, об искусстве, которое настолько тайное и периодами шокирующее, что понять, почему одному человеку нравится это, а другому — вот это, нереально. Ровно также как и невозможно понять, как люди творят столь потрясающие вещи — кому–то дано их создавать, а кому–то — нет. Углубляться в процесс создания чего–либо особенного — это потрясающе и очень захватывает.

Флориану Хенкель фон Доннерсмарку всегда удаётся сценарий и концепция картины с первого раза. Он умеет полностью погрузиться в тему, раскрыть её и донести до зрителя идею. Возможно, поэтому режиссёр не штампует картины, как делают это многие другие, а выдаёт фильмы раз в 5–9 лет.

 Кадр из фильма «Работа без авторства», 2018 Кадр из фильма «Работа без авторства», 2018

Оператор фильма «Работа без авторства» Калеб Дешанель — многократный номинант премии «Оскар». В 2010 году был удостоен премии за пожизненный вклад в индустрию кино от Американского общества кинематографистов Lifetime Achievement Award. Флориан Хенкель фон Доннерсмарк считает его настоящим гением, поэтому при выборе оператора ни разу не сомневался, что отдаст предпочтение именно Калебу. Работать с Калебом Дешанелем для Флориана было настоящей честью, тем более что именно его работы, в частности «Чёрномый скакун», оказали большое влияние на становление режиссера. Можно сказать, что благодаря Калебу, Флориан уже с детства знал на какую профессию держать курс, и когда вырос ни разу не пожалел о сделанном выборе. 

При создании фильма «Работа без авторства» авторы сотрудничали с работниками архивов, поскольку для полноты картины необходимо было воспроизвести предметы искусства, которые давно утеряны. Благодаря помощи архивов кинематографистам удалось воссоздать некоторые ключевые работы с исторической выставки «Дегенеративное искусство», среди которых была картина Отто Дикса «Калеки войны». Авторам фильма хотелось воссоздать мельчайшие детали, поэтому всё было тщательно продумано, а работа была настолько кропотливой, что пролились «и пот, и слёзы».

«Работа без авторства»: когда каждый человек — художник!  Кадр из фильма «Работа без авторства», 2018

Главного героя сыграл популярный актёр Том Шиллинг. Он понимает своего героя, смог передать его чувства и мысли. Актёр согласился на роль сразу после прочтения сценария, тем более что в детстве мечтал стать художником, и работа в этом фильме приблизила к её исполнению, позволила пусть и не намного и не полностью, но прикоснуться к творчеству.

  «Работа без авторства»: когда каждый человек — художник!Кадр из фильма «Работа без авторства», 2018

Одна из основных сложностей, с которой столкнулись создатели картины — поиск актрисы на главную женскую роль. На кастинге было множество действительно хороших актрис, но все они не вписывались в характер Элли. Но когда вышла Паула Бир, всё сразу стало ясно. Именно она была больше всех похожа на Себастьяна Коха. В Паулине было старомодное женственное очарование, она как будто принадлежала другой эпохе, но при этом была очень уверена в себе и держалась естественно.

Комментарии

Оставить комментарий
Закрыть
Вы можете оставить отзыв
Ваше имя:
Email:
Введите комментарий:
Показать еще

На сайте исользуются файлы cookies, они делают его удобнее. Посещая страницы сайта, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности, Политикой обработки персональных данных и передачей файлов cookies третьим лицам. Ознакомиться с Политикой и понять, зачем нужны файлы cookies и как прекратить сбор данных, можно здесь.

ок

Ваше сообщение было успешно отправлено нам. Спасибо!