«Работа без авторства»: когда каждый человек — художник!

«Работа без авторства»: когда каждый человек — художник!

5 сентября в российский кинопрокат выходит драматический триллер Флориана Хенкель фон Доннерсмарка «Работа без авторства». Тот самый фильм не для всех, нацеленный не на массового зрителя, а на исключительных ценителей искусства. Это третья по счёту полнометражная работа Флориана Хенкель фон Доннерсмарка, ранее с его творчеством можно было познакомиться благодаря фильмам «Жизнь других» и «Турист».

В своей новой картине режиссёр обращается к послевоенной жизни в Германии, затрагивая историю трёх человеческих судеб. Главный герой — молодой художник Курт Барнерт. Он сбегает из Восточной Германии в Западную, чтобы учиться живописи и иметь возможность свободно работать. Только прошлое забыть не удаётся… Отец его девушки, профессор Карл Сибанд, — бывший нацист, убеждённый рационалист и перфекционист до мозга костей. Он совершал ужасные преступления, но ему удалось избежать наказания. Теперь ему приходится приспосабливаться к новой жизни и мириться с выбором дочери. Курта профессор считает слабым и ни на что не способным, выступает против отношений с его дочерью. Несмотря на любовь к Элли, Курт не намерен молчать. С помощью своих картин он разоблачит негодяя. «Работа без авторства» — это не просто выдумка.

При описании характера и идеологии Карла Сибанда, режиссёр вдохновлялся текстами Ницше и произведениями Вагнера, читал множество книг, которые могли бы проникнуться его идеями и полностью погрузиться в эту мрачную среду. Несмотря на то что при написании сценария Флориан создавал своих персонажей как реальных людей, а не подстраивал их под характер определённого актёра, Курта он писал именно под Себастьяна Коха. Режиссёр не представлял в роли главного антагониста никого другого.

«Работа без авторства»: когда каждый человек — художник!Кадр из фильма «Работа без авторства», 2018

В основу фильма легла биография известного немецкого художника Герхарда Рихтера. Флориан Хенкель фон Доннерсмарк, познакомившись с творчеством художника и изучив его биографию, непременно захотел снять о нём фильм. Режиссёр говорит, что просто обязан был снять фильм про этого великого человека, поскольку именно с его работами сталкивался чаще всего в критические моменты своей жизни. Это настоящая судьба. Причём картины Герхарда Рихтера не раздражали Флориана, как заевшие в голове мелодии. Наоборот, он видел в них нечто особенное, вдохновлялся ими и не мог забыть, когда увидел впервые.

Продюсеры картины Ян Мойто, Макс Видеманн и Квирин Берг согласились на эту затею. Они читали сценарий взахлёб и прочувствовали его от начала и до конца. Ян Мойто помогал Флориану Хенкель фон Доннерсмарку создавать его первый полнометражный фильм «Жизнь других», поэтому на съёмочной площадке царило полное взаимопонимание. Что интересно, картина должна была быть совершенно о другом, но когда режиссёр рассказал, что работы Герхарда Рихтера не дают ему покоя, Ян поддержал затею снять фильм на основе его биографии.

В «Работе без авторства» создатели рассмотрели много важных моментов, которые поймут не только в родной Германии, но и за рубежом. Внутри страны — это темы, волнующие авторов и народ, заставляющие всё время оглядываться назад, а всему миру рассказывают о времени, когда в Германии творился настоящий хаос.