«Северный ветер»: матриархат глазами Ренаты Литвиновой
6 февраля в российский кинопрокат выходит один из самых ожидаемых отечественных фильмов — драма Ренаты Литвиновой «Северный ветер». Изначально премьера планировалась 26 ноября 2020 года, но была перенесена по определённым причинам. Рената выступила не только режиссёром картины, но также сценаристом и продюсером. Композитором выступила известная певица Земфира Рамазанова, с которой у Литвиновой довольно близкие дружеские отношения. Роли в фильме исполнили Рената Литвинова, Светлана Ходченкова, Ульяна Добровская, Софья Эрнст, Антон Шагин и другие.
Название проекта вполне объяснимое. Рената ненавидит жару, поэтому решила вдохнуть в драму прохладу. Актриса сочинила свою версию семьи, которые живут по своим законам. В сценарии к фильму Рената буквально искала спасение. Ей даже пришлось уехать из Москвы и остаться наедине со своими мыслями, чтобы вылить на бумагу то, что крутилось в её голове: «Первую версию «Северного ветра» я написала за месяц, а потом начались поиски актёров, репетиции, и диалоги, роли, даже финал — всё стало меняться. У меня на прогоне был спектакль с антрактом даже! Сейчас пьеса идёт 1 час 50 минут и без перерыва, и я её очень изменила — именно под театральные законы — и они совсем не такие, как в кино — моя пьеса очень плотная, там бесконечное число новых годов, и проходит чуть ли не столетие в жизни Северного Клана».
Интересно, что «Северный ветер» — это пьеса Ренаты Литвиновой, которая шла на сцене МХТ им. Чехова с 2017 года. Фильм значительно отличается от театральной постановки, и Рената даже думала изменить название, но всё-таки пришла к выводу, что его нужно сохранить: «В целом вышел странный эксперимент. Сочинив текст про Северный клан, я получила сразу три разных произведения: пьесу в театре, полную фантастических образов и видений, кино — наоборот, сказочное и одновременно реалистичное, сосредоточенное на любви и её вечном ожидании — и ещё о великом матриархате — ведь в моей северной стране «правили женщины в отсутствии и в ожидании любимых мужчин».
В центре сюжета — молодой человек по имени Бенедикт, а также его властная и несколько жестокая мать Маргарита, которая всегда старается держать всё в своих руках. Оно и понятно — матриархат. Бенедикт — наследник имения, где происходит главное действие фильма. На него возлагаются больше надежды, поскольку он может стать первым мужчиной, который возглавит северный клан, в котором много лет правят женщины. Бенедикт женат на Фаине, но он её не любит, как и его жестокая мать. Всю жизнь парень пытается найти свою истинную любовь и вот наконец-то находит её в лице доброй, чуткой, милой, невероятно красивой девушки Фанни. Но она погибает… Чтобы не сойти с ума от горя, он придумывает себе историю, что она возвращается с того света, но в тело сестры. Парень буквально живёт этой мыслью и ничто не может его переубедить в обратном. Ведь именно в этой фантазии Бенедикт находит смысл жизни и спасение.
В интервью Рената Литвинова признаётся: «Это моя версия жизни — что любимый может быть только один. И нельзя менять их. Человек, не любящий никого, — он бессмысленный. И все без любви теряет смысл и силу — и это просто образ — эти белые некогда поля внутри стали прогнивать заодно с деньгами, сейфами и прочими семейными ценностями... И начинается великий хаос — пока не вернётся на эти поля снова любовь. Да, в виде одной-единственной любимой или любимого!»
Режиссер этими словами пытается сказать, что без любви в человеке не остается никаких светлых чувств – только пустота, темнота, тоска и печаль. Ничего не имеет смысла, остается лишь тяга к материальным ценностям, которые тоже скоро перестанут приносить радость. Но когда любовь вновь приходит, то в душе снова начинают порхать бабочки, все оживает и расцветает, приобретает светлый оттенок, появляется энергия и вдохновение.
Антон Шагин следующим образом описывает своё участие в проекте: «Для меня каждая роль по-своему сложная, потому что я всегда стараюсь создать характер. А эта роль — одна из самых сложных, потому что тут нужно было подключать какие-то особенные качества, фибры души должны быть открыты. Когда ты на площадке работаешь с человеком, который одновременно и сценарист, и режиссёр, и художник, и твоя киномама, тут надо было подключаться многогранно. У нас были полуимпровизационные дубли. На базе того текста, который был написан Ренатой. В этом и есть соавторство, но оно всегда было основано на фундаменте, заложенном автором».
Актёров Рената подбирала так, чтобы они максимально олицетворяли своих персонажей и совпадали с ними по характеру, а также писала под каждого оригинальный текст. Без импровизаций тоже не обошлось. Актёры вносили свою лепту в роли, чем ещё больше получили уважение режиссёра. Зритель должен смотреть и видеть в Светлане Ходченковой Матильду, а в Антоне Шагине — Бенедикта. Литвинова восхищается каждым взятым в проект актёром и уважительно отзывается о них: «Я собираю любимых, из которых потом можно по слоям вытаскивать что-то совсем неизведанное и выстраданное. Я очень требовательна к исполнению — ведь плёнку не переснимешь — тебе дано несколько дублей и уже нет шансов поправить, как в театре — поэтому надо играть, как неудобно, как болезненно, чтобы убить всю наигранность и фальшивость».
Возлюбленную Бенедикта сыграла дочь Ренаты Литвиновой Ульяна Добровская. У девушки нет актёрского образования, она учится на стилиста в Королевской Академии искусств в Антверпене. Съёмки дались Ульяне нелегко, ей приходилось постоянно варьировать между странами, чтобы успевать учиться и работать. Добровольская работает только на проектах своей мамы и всегда выкладывается на все 100 %, чтобы не подвести Ренату. «Я сыграла Фанни — девушку-совершенство, в которую влюблён Бенедикт. Я вообще не верю в концепт идеального человека, я считаю, что когда ты влюблён, так сказать, ослеплён любовью и сам ставишь этого человека на воображаемый пьедестал. В этом фильме Бенедикт настолько ослеплён ей, что она нам кажется идеальной. Он любит её красоту, доброту и то чувство, что между ними — её любовь. И, в сущности, я играла любовь к нему», — описывает свою героиню Ульяна.
Фильм «Северный ветер» рождался очень непросто: от замысла до реализации прошло около года. Сам по себе проект самодостаточный, органичный, красивый и в чём-то сказочный. Пришлось даже строить декорации, а не использовать настоящий замок. В фильме также обилие животных — олени, собаки, лошади. Конечно, это всё-таки Север — без братьев наших меньших никак не обойтись. Интересный факт, что фильм охватывает 13 лет жизни героев и каждый раз они встречали новый год. Сервировка столов, украшения, костюмы — всё это меняется от раза к разу. Рената не пожалела сил и финансов, чтобы картинка получилась действительно красивой, душевной и волшебной.
«Северный ветер» — это не просто драма, это сказочная и глубокая фантасмагория про любовь, смерть и красоту, наполненная глубоким философским смыслом и сложными диалогами. Каждый зритель найдёт в фильме свой смысл и будет сопереживать за героев. Некогда дружная и большая семья постепенно разрушается на фоне прекрасных северных пейзажей и снежной пурги. Сын сходит с ума, мать не знает, как дальше жить, невестка чувствует пренебрежительное к ней отношение, но терпит. И как когда-то правильно подметил Лев Николаевич Толстой: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему».
Источник фото: Архивы пресс-служб
Читайте самое интересное от Mainstyle на ЯНДЕКС.ДЗЕН