Сила в бриллиантах: как Екатерина Великая демонстрировала власть с помощью великолепных драгоценностей?
Любовь Екатерины II к драгоценностям была очень сильна. Могущественная правительница любила, когда ей дарили украшения с огромными бриллиантами. Изумруды, рубины — главная слабость Великой, которая считала, что только драгоценные камни могут подарить тебе настоящую власть и силу. Но как именно иностранка, которая искренне любила Россию, показывала своё всемогущество?
В истории существуют две легенды, одна из которых гласит, что Екатерина II специально надевала изумруды перед тем, как начать переговоры с влиятельными правителями и генералами, потому что камни помогали ей справиться с напряжением и вселяли уверенность в дух правительницы. Другая история связана с русским любовником и индийским бриллиантом. Всем известно, что раньше редко кому удавалось выйти замуж по любви, вот и императрице Великой пришлось связать свою жизнь с человеком, к которому она никогда не испытывала чувств. Императрица ненавидела своего мужа Петра, поэтому позволяла себе развлекаться с фаворитами. Григорий Орлов был тем самым горячим любовником Екатерины II, но их страстный роман прервался по настоянию правительницы. Григория задело, что Великая переметнулась от него к Григорию Потёмкину, и тогда он вспомнил легенду о знаменитом алмазе Голконды.
Екатерина Великая мечтала заполучить эту драгоценность, а Орлов хотел вернуть Великую. Ради императрицы он с трудом разыскал алмаз и вручил его возлюбленной. И хотя Екатерина II не ответила Орлову взаимностью, камень, подаренный им, стал частью Императорского Скипетра в 1774 году. Этот бриллиант можно увидеть на выставке Алмазного фонда Кремля. А вот в мини-сериале «Великая» канала HBO история про алмаз не раскрыта. Художник по костюмам Майя Мешеде сказала, что «воссоздать бриллиант было бы очень сложно».
Украшения Екатерины Великой — это прежде всего чувство силы, индивидуальности и шарма. Знаменитая брошь с бриллиантовым бантом и колье были изготовлены в Риме, как и любимая диадема императрицы, которую можно увидеть практически на всех портретах того времени.
«Есть также неописуемой красоты золотые и жемчужные серьги и ожерелья, которые в значительной степени вдохновлены русским фольклорным дизайном, — говорит Мешеде. — Они во многом основаны на традиционной русской крестьянской одежде.
«В Екатерине не было ни грамма русской крови, поэтому ей нужно было использовать эти драгоценности, чтобы доказать, насколько она стала русской», — объяснила специалист. По словам Мешеде, для Великой «все украшения — это послание. Они были связаны с политикой». Богатство и процветание региона во время её правления были главным отличительным признаком среди историй, которые рассказывали её украшения.
Русские украшения того периода, по сравнению с французскими или германскими драгоценностями той же эпохи, были намного шикарнее. «Бриллианты были огромными. Как и одежда. В платьях того времени чем шире нижняя юбка, тем богаче и могущественнее вы считались», — говорит дизайнер, изучившая биографии Екатерины и Петра Великого. Эксперт посетила Эрмитаж, чтобы исследовать королевскую одежду, и её догадки подтвердились. «То же самое было и с бриллиантами. Я имею в виду, посмотрите на ожерелья, которые есть на Екатерине II на каждом портрете. И в её волосах тоже всегда есть драгоценности», — объяснила она. Эти драгоценности также поддерживали императрицу, когда она отчаивалась и сомневалась в своей силе.
«Было бы лучше, если бы я родилась мужчиной?», — спросила Великая однажды своего доверенного советника принца де Линь.
Он быстро и мудро развеял её страхи и сомнения:
«Поверьте, в вашем красивом вышитом оранжево-красном бархатном платье вы производите гораздо большее впечатление, чем человек в сапогах и плечевом поясе. Кроме того, пять огромных бриллиантов и сияние ваших волос намного эффектнее, чем мужская шляпа, которая либо смехотворно маленькая, либо смехотворно большая», — объяснил он.
«Драгоценные демонстрации» силы императрицы вдохновили и других влиятельных женщин, в первую очередь американского филантропа Марджори Мерривезер Пост, которая занималась коллекционированием памятных вещей Екатерины Великой, некоторые из которых теперь выставлены в её доме-музее в Вашингтоне. Доктор Вильфрид Цейслер, главный хранитель музея и садов Hillwood Estate, изучал теорию Екатерины, которая использовала ювелирные украшения в качестве проекции своей силы.
«На многих своих портретах российская императрица Екатерина Великая часто изображается в великолепных украшениях, которые стали частью связанной с ней иконографии, — говорит Цейслер.
С 1762 года её часто изображают в исторических украшениях из драгоценностей русской короны, которые она носила во время пышной церемонии коронации в Москве в том же году.
Её украшения служили символами имперской власти и средством оправдания её положения после государственного переворота. Императрица хотела связать себя с идеалом «просвещения» того времени. Екатерина II также была представлена в современных украшениях, демонстрируя её вкус к классическому дизайну, вдохновлённый греческой и римской древностью. Подобно женщине-философу, Екатерина изображала себя просвещённым деспотом, и была названа «Семирамидой России» французским философом Вольтером, который имел в виду легендарную царицу Вавилона.
Ещё одна вещь в коллекции — это часы-подвески с бриллиантами и рубинами с шифром Императрицы, которые она, вероятно, специально заказывала. Он достался и её внучке, великой княгине Марии Павловне (она вышла замуж за великого герцога Саксенского Веймарского в 1804 году). Часы оставались в семье до 1949 года, и Пост приобрела их в 1953 году. Знаменитая брачная корона Романовых также выставлена в Хилвуде. Корона была сделана в 1884 году из бриллиантов, которые когда-то были частью украшений, заказанных Екатериной в 1767 году.
Из-за революции 1917 года большая часть императорских драгоценностей утеряна, а их история хранит в себе много загадок. Некоторые изделия были вывезены из России незаконным способом. Многие были проданы на Christie's в 1927 году, а остальные демонстрируются в Эрмитаже. Однако местонахождение многих других драгоценностей до сих пор неизвестно. Когда они всё-таки появляются на аукционе, интерес к ним повышается, а цены на эти драгоценные экспонаты просто взлетают до небес. В 2010 году Christie's продала изумрудную брошь, некогда принадлежавшую Екатерине II, за 1,6 миллиона долларов, а в мае изумрудное ожерелье императрицы было продано за 4,3 миллиона долларов.
История жизни Екатерины вновь будет раскрыта в сериале «Великая», в котором правительница делает свои первые шаги к перевороту, увидев жестокое обращение Петра III с местной знатью и нежелание слушать советчиков.
Источник фото: Gettyimages, Архивы пресс-служб
Всё самое интересное о монархии в разделе сайта Королевская семья