Сказка оживает: премьера фильма «Пиноккио»
12 марта на большие экраны выходит экранизация одноимённой сказки Карло Коллоди «Пиноккио», премьера которой состоялась в рамках Берлинского кинофестиваля. Главные роли в картине исполнили обладатель премии Оскар Роберто Бениньи (Джепетто) и малоизвестный Федерико Иелапи (Пиноккио). Это далеко не зарубежный аналог «Буратино» — это полноценная история про деревянного мальчика, у которого рос нос, как только он начинал говорить неправду. Причём диснеевская адаптация книги Карло Коллоди была очень далекой от истины.
Маттео Гарроне (режиссёр) же решил вернуться к корням истории о Пиноккио, создав невероятный мир, полный волшебства, загадок, чудес, философии, юмора и местами трагедии. «Пиноккио» вовсе не детская сказка — в ней много смысла и морали, которые могут понять только взрослые. Режиссёр мечтал снять эту историю с детства и вот наконец-то осуществил её.
Вначале мы знакомимся со старым нищим и одиноким плотником по имени Джепетто, которому даже не на что купить еды. В поисках заработка он периодически предлагает свои услуги по ремонту мебели местным владельцем трактиров. В это же время в город приезжает театр кукол, которым руководит суровый Манджафоко. Джузеппе встречает повозку с этими самыми куклами и просит повозчика показать ему их, но тот отказывает. Пока Джузеппе бездельничал, его коллега, столяр Антонио, нашел удивительное полено, которое самопроизвольно двигается, смеется в процессе обработки и жалуется на щекотку. Бедный Антонио не знает, что делать с необычной находкой, но тут как раз подоспел Джузеппе, которому он и всучил полено.
Старик вовсе не испугался говорящей деревяшки, решив сделать себе из нее сына. Как только Джузеппе приступил к работе, у деревянного мальчика забилось сердце. Названному сыну плотник дал имя Пиноккио и обращался с ним, как с настоящим мальчиком. Старик даже отдал его в школу, надеясь, что Пиноккио сможет получить образование. Только вот мальчику вовсе не хочется учиться — ему больше нравится безобразничать, периодически издеваться над отцом, сбегать от него и делать совершенно невиданные вещи. Так, например, по пути в школу Пиноккио увидел кукольный театр и просит Джузеппе сводить его туда, но плотник отказывает, тогда Пиноккио сбегает с уроков, продает азбуку и попадает на представление. Здесь на него обращают внимание остальные куклы из спектакля, а Манджафоко твердо решает взять Пиноккио в свою трупу, и мальчик соглашается.
Джузеппе тем временем идёт за сыном в школу, где ему сообщают, что Пиноккио не было на занятиях. Обеспокоенный отец отправляется на поиски мальчика, опрашивая всех на своем пути, — не видел ли кто говорящую куклу. В это время Пиноккио уже далеко уехал от города и ощутил все прелести кочевой жизни, а также прочувствовал деспотичность Манджафоко, когда тот потребовал разжечь огонь с помощью любой куклы из театра. Выбор пал на Арлекино, но на его защиту встал Пиноккио, тогда кукольник решил бросить его самого в огонь, но Пиноккио рассказал историю про своего бедного отца, растопив тем самым сердце Манджафоко. Кукольник даже дал мальчику 5 золотых дукатов и отпустил на волю.
Следующий казус, который случится с Пиноккио, — его встреча с мошенниками, Лисом и Котом. Из-за своей наивности мальчик думал, что они помогут отыскать ему дорогу домой, но Лис и Кот, услышав про 5 золотых дукатов, придумали хитрый план, как обокрасть деревянного мальчика. На помощь Пиноккио приходит добрая фея, которая спасает его из цепких лап мошенников, лечит от повреждений и отправляет к отцу. Но история не заканчивается — Пиноккио по пути домой вновь встречает Кота и Лиса, снова доверяясь им. Мошенники ведут Пиноккио на Поле чудес, где якобы можно вырастить денежное дерево из золотых дукатов. Бедный Пиноккио остался совсем без денег — Коту и Лису все-таки удалось обокрасть его. Но мальчик это просто так не оставит: он отправляется в суд, где ему отказывают в возбуждении дела. Наконец-то добравшись до дома, Пиноккио надеется увидеть отца, но Джузеппе отправился на его поиски, поэтому встреча временно отложилась.
Тогда Пиноккио дает себе слово отыскать отца и вновь отправляется в дорогу. Попав в город, расположенный на берегу моря, деревянный мальчик вновь встречает фею, которая заметно выросла. Она даёт дельный совет: Пиноккио должен ходить в школу, чтобы доказать отцу и самому себе, что он на многое способен. Время идёт, Пиноккио обретает друзей, заканчивает школу и становится на шаг ближе к своей мечте — стать настоящим мальчиком. Именно это желание пообещала выполнить фея, если Пиноккио закончит школу.
Но доверчивый мальчик снова попадает в западню — послушав своего друга, Пиноккио отправляется в Страну Чудес, где его превращают в осла и продают в цирк. Надежда обрести счастье покидает мальчика, он смиренно выступает в цирке до тех пор, пока среди зрителей не видит фею... Надеясь на спасение, Пиноккио воспрянул духом, но после неудачного выступления его бросают в море, где он снова превращается в куклу. В море Пиноккио попадает в брюхо гигантской рыбины, где наконец-то встречается с отцом. Выбравшись из брюха, Джузеппе и Пиноккио находят новое пристанище и начинают совершенно новую жизнь. Пиноккио набирается ума, начинает работать и заботится об отце. В один прекрасный день Пиноккио встречает фею, которая исполняет свое обещание и превращает его в живого мальчика. Это один из самых трогательных моментов, на котором многие не могут сдержать слез.
Во время просмотра сказки зритель оказывается в параллельной Италии, полной волшебства и загадок. Живописная местность, фактурные города, дома, словно с картин, написанных известными художниками. Но при этом мы видим не только красоту… Главный герой — нищий, поэтому нам показывается и грязь, и разруха, и обшарпанность построек. Эта нищета также засела в головах главных героев, которые не верят, что можно жить по-другому.
Отдельное внимание хочется уделить работе Марка Кулира, который создавал грим для персонажей. Он буквально слепил их и придал каждому деревянную фактуру, которую так и хочется потрогать. Животные же выглядят весьма натурально, пусть и несколько мистически. Некоторые движения героев слишком не реалистичны и скованы, но это органично вписывается в общую концепцию картины. Будто так и должно быть. Сам Маттео Гарроне говорит, что хотел в «Пиноккио» объединить стиль своей фильмографии, в частности «Страшных сказок».
«Пиноккио» — не типичная сказка, где добро непременно победит зло, и дети поймут всю мораль. Это кино заставляет задуматься о таких вещах, как нищета, безработица, разруха, невежество, жестокость, вранье, непорядочность, смерть, становление личности, обращение с детьми. Всё это режиссёр показывает очень отчётливо, не скрывая от зрителей ничего и не превращая сказку в гламурную историю, где все жили долго и счастливо.
В широкий прокат «Пиноккио» выходит 12 марта.
Источник фото: Volgafilm