Статуя принцессы Дианы разочаровала британцев: «Это слащавый, плохо выполненный вздор»
Было что-то неизбежное в том, что памятник знаменитой личности подвергнется критике. Так произошло и со статуей принцессы Дианы работы Яна Рэнк-Бродли, которую её сыновья открыли в Кенсингтонском саду в четверг. Покойная принцесса была покровительницей благотворительных обществ и не стеснялась проявлять сентиментальность. Скульптор говорит, что именно это он и хотел отразить. Бронзовая статуя изображает принцессу, умершую в 1997 году в возрасте 36 лет, в окружении детей, которых изобразили в качестве аллегории её гуманитарной деятельности, а также чтобы Диана не казалась одинокой. И вот в первый же час после того, как сад распахнул двери для всех желающих, более 100 посетителей стеклись к мемориалу. А некоторые стояли в очереди за два часа до открытия, чтобы попасть туда. Теперь в интернете стали появляться первые отзывы от очевидцев.
«Я просто подумала, что это китч. Я не вижу смысла в трёх детях, если бы это были два принца, может быть. Я просто не понимаю, какое это имеет значение. Мне это совсем не понравилось», — говорит говорит 70-летняя Пэт Хискок. Её партнер добавляет: «Это слащавый, плохо выполненный вздор».
27-летняя Кристиана Апмане из Лондона негодует: «Я думаю, что это красиво, мне было немного грустно. Но я подумала: "Кто эти трое детей?" Я не была уверена насчёт третьего, но думаю, что это прекрасное воспоминание для неё».
На вопрос, считает ли она, что статуя может исцелить раскол между братьями, мисс Апман ответила: «Судя по тому, что я видела вчера, я не думаю, что это произойдёт. Может быть, со временем они смогут всё это переварить». Анастасия Брюнет-Джейкобс, 23 года, из Клэпхема, пишет: «Было очевидно приятно видеть её и всех этих людей, собравшихся вокруг. Я была маленькой девочкой, когда это случилось, поэтому я не помню её — я была совсем маленькой, — но я не думаю, что это отражает её дух. Она была одной из первых членов королевской семьи, которые были открытыми и тёплыми — она обнимала людей в больнице. Я не вижу, чтобы это было отражено здесь». 87-летняя Мария Брюнет из Клэпхэма, которая каждый год в день рождения Дианы возлагает цветы в саду Кенсингтонского дворца, сказала: «Мне всё это не нравится. Я люблю Диану. Её этот памятник слишком далёк от неё».
Но были и противоположные мнения. 44-летний Дон Фокс из Стаффордшира описал эту работу как «очень подходящую дань уважения, она прекрасна». «Диана много работала с сиротами, поэтому я думаю, что это достойная дань уважения детям и особенно её работе в Африке», — говорит он. «Мне показалось, что они здорово разыграли миф о Диане, включив в него трёх детей. Я не знаю, что думают её сыновья, но именно их видение важно в первую очередь», — пишут другие пользователи.
Статуя Дианы в 1,25 раза больше натуральной величины. Она отлита на литейном заводе Castle Fine Arts традиционным способом, с патиной голубовато-зелёного цвета поверх чёрного. Коротко подстриженные волосы и стиль одежды принцессы основаны на последнем периоде её жизни после разрыва с принцем Уэльским. Скульптор Ян Рэнк-Бродли, который был одним из 16 человек, присутствовавших на открытии в четверг, тесно сотрудничал с двумя сыновьями Дианы, чтобы создать этот памятник таким, каким его хотели видеть они.
«В разговоре с её друзьями и семьёй часто упоминалось, что принцесса Диана была таким дружелюбным и общительным человеком, и у неё была особая теплота к детям. И во многом это намекает на её гуманитарную работу и показывает, что она была большим утешением для многих людей», — сказал он.
Статуя отражает то, что британское общественное искусство находится на чудовищно низком уровне
Идея о том, что статуя должна вдохновлять, важна: статуи не просто декоративны, но и предназначены для того, чтобы передать пример величия. Например, статуя Эдит Кэвелл, стоявшая к северу от Трафальгарской площади, которую сэр Джордж Фрэмптон поставил в 1920 году внушает величие. Но усилия мистера Яна Рэнк-Бродли, к сожалению, не делают ни того, ни другого, считают британцы, но они напоминают своим тоном дурной сентиментализм. Общество считает, что такого рода скульптуры подтверждают культурное изменение в представлении эмоций. Тем не менее, некоторые другие работы Рэнк-Бродли довольно хороши. Например, изображение королевы на монетах, отчеканенных между 1998 и 2015 годами, принадлежат ему. Его мемориал Вооруженных сил в Национальном дендрарии в Стаффордшире также является одновременно трогательным и ярким. А вот бюст Чарльза Джеймса Фокса, который стоит в Чертси, больше похож на карикатуру. Хотя сам скульптор объясняет на своём сайте, что голова скульптуры, основанная на портрете Ноллекенса, была «разрезана» чтобы сделать её «постмодернистской».
Был ли у таланта Яна выходной, когда он лепил принцессу Уэльскую и её свиту «беспризорников»? Некоторые защищают скульптора: возможно, на него повлияли сыновья принцессы и их вкусы. Вряд ли герцоги всерьёз разбираются в скульптурном искусстве. Мистеру Рэнк-Бродли также пришлось отразить современную одежду Дианы, а ведь такого рода стиль едва ли подходит для величественной скульптуры. Мы привыкли видеть на памятниках струящиеся длинные мантии, платья или военную форму. Труднее понять, почему, учитывая, что принцесса была одной из величайших красавиц своего времени, она выглядит в бронзе довольно некрасиво. Возможно, это побуждает зрителей рассматривать композицию как полностью аллегорическую.
В любом случае, у прошлого можно многому научиться, и не обязательно вспоминать только о Микеланджело и ренессансе, чтобы найти примеры того, как публичное искусство может быть успешным. Ключ, по-видимому, заключается не только в точности и тщательности исполнения, но и в способности передать достоинство предмета изображения, то есть человека или какого-либо события. В связи с этим всегда вспоминаются величественные памятники, посвящённые Второй мировой войне.
Источник фото: Gettyimages; Архивы пресс-служб
Всё самое интересное о семье Виндзоров в разделе сайта Королевская семья