В память Пьеро Този: главные костюмы в жизни художника
Десятого августа в Риме умер художник по костюмам — Пьеро Този. Он известен своей работой с режиссёрами Лукино Висконти, Федерико Феллини и Франко Дзеффирелли. Този был обладателем премии «Оскар» за выдающиеся заслуги в своей сфере, а также лауреатом «BAFTA» и «Серебряной ленты» за лучший костюм. Вспоминаем самые выдающиеся образы, созданные художником.
Спектакль «Трактирщица», 1952 г.
В пьесе Карло Гальдони героини излучают лёгкость и кокетство, но Този заставил их облачиться в туго затянутые корсеты. Они придали персонажам ту самую строгость, элегантность и одновременно манерность, которые были характерны для восемнадцатого века. Основные цвета –матовый белый, изумрудный и голубой. Образы на первый взгляд просты в исполнении, но совершенны в линиях и пропорциях.
Фильм «Медея», 1969 г.
Для пошива костюмов Този выбрал обычную марлю, которую используют для обивки низа и спинки диванов. Именно благодаря стараниям художника ткань под названием cencio di nonna (что можно перевести, как «бабушкина тряпка») стала популярна в индустрии моды и применялась в крупнейших ателье pret–a–porter. Туника Медеи выкрашена в чёрный цвет и плиссирована вручную. Фартук расшит жемчугом, лентами с золотом, а вуаль оформлена золотой каймой. В традиционных нарядах жителей Колхиды, той, что в Капподокии, Този использовал цвета, которые будут гармонировать с землёй. Сотни метров ткани окрашивали природными красителями, а швейные машины были под строгим запретом.
Фильм «Смерть в Венеции», 1971 г.
Незадолго до съёмок художник попал в автомобильную катастрофу и хотел отказаться от работы над проектом. Но режиссёр знал, что только Този сможет воплотить задумку в реальность и попросил его сделать костюмы хотя бы для Тадзио – мальчика, который воплощает собой идеал красоты. Главным требованием Висконти было создание аутентичной атмосферы, которая будет соответствовать началу двадцатого века, когда и происходит действие фильма. Для всех платьев использовались подлинные ткани и отделка того времени. Маэстро не только много времени проводил в библиотеках и музеях, но и ездил в Вену, где собирал материалы для фильма.
Фильм «Невинный», 1976 г.
Экранизация произведения Габриеле Д'Аннунцио стала последней совместной работой Висконти и Този. Знаменитый режиссёр умер от осложнений после простуды, а художник приобрёл славу лучшего из мастеров своего дела. Этот фильм стал воплощением самого маэстро – именно его он мечтал снять всю свою жизнь. Источником для изучения эпохи стали фотографии Джузеппе Примоли. Самое поразительное в нарядах Този — это их крой. Он создал элегантные лифы с изящными линиями, формирующие утончённые пропорции тела, а стилизованные цветы подчиняются общей композиции. Использование пышной флоры эпохи «барокко» абсолютно не случайно, так как фиолетовый, ультра синий и интенсивный жёлтый цвета были актуальны в то время.
«Подлинная история дамы с камелиями», 1981 г.
Пьеро Този работал над созданием костюмов для знаменитого сериала с Изабель Юппер в главной роли. Фильм повествует нам историю о жизни блистательной парижской куртизанки Альфонсины Плесси. В картине художник полностью воссоздал моду 40-х годов XIX века. Естественная линия плеч, низкая узкая талия на платьях и шляпы, смыкающиеся под подбородком. Цвет шампань, изобилие роз, оборки на платье и декор жемчугом отразили романтическое настроение главной героини и аутентичную атмосферу той эпохи.