Выставка «Сокровища императорского дворца Гугун»
С 15 марта по 30 мая в Музеях Московского Кремля пройдёт выставка «Сокровища императорского дворца Гугун», посвящённая культуре Китая XVIII века и времени правления императора Цяньлуна. Выставка расположится в выставочных залах Патриаршего дворца и Успенской звонницы. Здесь будут представлены порядка 116 экспонатов, за которыми сотрудники Музеев Кремля специально ездили в Китай.
Событие обещает быть грандиозным — ни один из экспонатов ещё не был в России! На это точно нужно посмотреть. Эта экспозиция станет частью обменного культурного проекта между Россией и Китаем. В августе же похожая выставка пройдёт в пекинском музее дворца Гугун, но будет посвящена «Церемониалам российского императорского двора», она расскажет о коронациях в Кремле.
Правление императора Цяньлуна считается для Китая одним из самых знаменательных и счастливых в истории. Это связано с его многочисленными реформами, военными победами, достижениями в политике, распространением тибетского буддизма и отношением правителя к древнему культурному наследию. Цяньлун уважал и чтил законы, соблюдал устои предков, был очень образованным, разносторонним и мудрым правителем.
Он много читал, занимался самообразованием, обладал тонким эстетическим вкусом и контролировал изготовление разнообразных произведений прикладного искусства при дворе. С того времени сохранилось очень много экспонатов, многие из них будут представлены на выставке. Среди них — символы власти, трон, парадные одежды императриц и императоров, украшения костюмов, различные портреты, документы, произведения живописи и скульптуры, музыкальные инструменты, домашняя утварь, мемориальные предметы, подарки матери от Цяньлуна, ритуальные предметы и многое другое.
Среди самых интересных экспонатов на выставке будут:
Императорский трон, расположенный в одном из тронных залов дворца Гугун, в котором сидел император Цяньлун, обращённый лицом к югу. Основа трона выполнена из красного сандалового дерева. Сидение — из гладкой доски, изготовленной из китайского лавра. Спинка трона напоминает трёхстворчатую ширму–перегородку, а в центр спинки и подлокотников вставлены красные панели, украшенные резными узорами в виде драконов, моря и облаков. Подлокотники также украшены изображениями драконов, земли, воды и облаков. Справа и слева от трона стояли курильницы в форме мифического существа лудуаня (прим. ред. — в китайской мифологии животное, которое может обнаружить истину, владеет всеми языками, имеет на лбу рог и передвигается с огромной скоростью), потом шли курильницы сянтун и фигурки журавлей с каждой стороны. Эти фигурки и курильницы также будут на выставке. Они подчёркивали высокую мудрость Цяньлуна.
Парадное одеяние Цяньлуна — халат чаопао. Цвет у него синий, олицетворяющий небо и свободу. Является одним из церемониальных нарядов императоров эпохи Цин. В халат чаопао облачались, когда в храме Неба проводились обряды жертвоприношения, чтобы вымолить у Бога дождь и урожай.
Чашка и блюдце императора Цяньлуна. Один из любимых у императора сервиз, который выполнен из золота и украшен цветочными узорами из эмали. Был сделан по заказу Цяньлуна. Дизайн у чайного набора очень замысловатый: в верхней части ручек вырезаны два золотых бутона с белыми жемчужинами. На бортике блюдца нарисованы цветы сливы мэйхуа, лотоса, пионов и рыжего лилейника.
Свиток «Послание безмятежной весны». Это особый свиток, на котором изображён император Цяньлун в юном и зрелом возрасте. Он любуется на цветы сливы мэйхуа в бамбуковом лесу, которые олицетворяют наступление весны, решение всех бед, надежду на лучшее и возрождение. Подпись художника на свитке отсутствует, но благодаря стихотворению, которое оставил Цяньлун на этом произведение, можно сделать вывод, что картину написал Лан Шинин (итальянский художник, настоящее имя которого — Джузеппе Кастильоне).
Женские туфли, образец маньчжурской женской обуви. Интересно, что маньчжурские женщины не бинтовали себе ноги в детском возрасте, чтобы деформировать стопы и остановить их рост. При этом маньчжурская женская обувь тоже не отличалась удобством. Эти туфли на деревянной платформе, обтянутой хлопковой тканью с заострёнными мысками в виде фигурок феникса. Как на них умудрялись передвигаться бедные женщины, — сложно представить. Верх туфель выполнен из тёмно–синего атласа и украшен вышивкой в виде растительного узора.
Шпилька с цветком, которая хранилась во дворце Чусюгун, где жили наложницы императора. Выглядит весьма изыскано, дорого и благородно. Лепестки цветка изготовлены из отполированных пластин розового турмалина, тычинки — из мелкого жемчуга, а сердцевина — из жёлтого турмалина. Бутоны выполнены из рубинов и сапфиров, листочки — из шлифованного жадеита, а чашечка цветочка украшена перьями зимородка.
Жезл жуи, выполненный из золота 800–й пробы, декорированный иероглифом долголетия «шоу» и фигурками летучих мышей. Согласно легендам, этот жезл мог исполнять желания, приносил счастье и долголетие. В эпохи Мин и Цин такие жезлы были простым украшением интерьера и оберегали хозяев от всяческих невзгод.
Выставка «Сокровища императорского дворца Гугун» будет очень познавательной, красивой и оставит неизгладимое впечатление о временах правления Цяньлуна. Даже если вы абсолютно незнакомы с культурой Китая, экспозицию посетить стоит. Тем более что экспонаты впервые приехали в Россию, и неизвестно, повторится ли такое ещё когда–нибудь.