11 марта в российский кинопрокат выходит нашумевшая драма в стиле роуд-муви Хлои Чжао — «Земля кочевников». Изначально выпуск фильма планировали на 4 декабря 2020 года, но по известным причинам его несколько раз переносили. Картина расскажет непростую, но очень интересную историю 60-летней женщины по имени Ферн. В 2011 году в её родном городишке Эмпайр закрывается крупный завод по производству гипсокартона и она теряет работу.Женщине ничего не остается, кроме как продать часть своего имущества и отправиться в «вольное плавание». Ферн покупает дом на колесах, обустраивает его под себя, даёт имя «Авангард» и отправляется в путешествие, которое принесёт ей множество эмоций. Но женщина едет не столько путешествовать, сколько работать.
В 2017 году исполнительница главной роли Фрэнсис Макдорманд и продюсер Питер Спирс выкупили права на экранизацию документального романа Джессики Брудер «Земля кочевников: выжить в Америке XXI века». С этого момента начались подготовки к съёмке, поиск режиссёра и актёров. «Во время съёмочного процесса мы видели множество кочевников, путешествуя и снимая наш фильм, многие из них хранили камни из своих странствий, а их дома на колёсах питались от солнца. Они делились историями и мудростью, как перед камерой, так и за кадром. Я росла в крупных городах Китая и Англии и меня всегда манила открытая дорога — идея, которую я считаю типично американской — бесконечное желание узнать, что скрывается за горизонтом. Я попыталась запечатлеть частичку этого в данном фильме, зная, что невозможно достоверно описать американскую дорогу другому человеку. Каждый должен открыть её для себя сам», — рассказывает о работе над проектом режиссер Хлои Чжао.
Премьера фильма «Земля кочевников» состоялась 11 сентября 2020 года на 77-м Венецианском кинофестивале, где она завоевала «Золотого льва». Картина также получила приз зрительских симпатий на Международном кинофестивале в Торонто, а 28 февраля 2021 года завоевала «Золотой глобус» в категории «Лучший драматический фильм». Фильм получился очень достойным, показывает важность переоценки ценностей, а также изобилует красивыми и грациозными пейзажами американского Запада. Не зря «Земля кочевников» считается одним из главных фаворитов «Оскар-2021».
Фрэнсис Макдорманд и Хлои Чжао хотели создать по-настоящему волевую и смелую женщину, которая потеряла мужа, но нашла в себе силы двигаться дальше. Её не пугают перемены в столь преклонном возрасте, Ферн буквально за один день бросила всё и решила в корне изменить свою жизнь. Женщина знакомится с людьми-кочевниками, чей образ жизни ей ранее казался непонятным. Благодаря новому образу жизни Ферн наконец-то ощущает долгожданную свободу, общность с природой и приобретает независимость.
Автор книги, Джессика Брудер, рассказывает, как трудилась над её созданием: «В рамках исследовательской работы перед написанием книги я погрузилась в повседневную жизнь людей, о которых собиралась писать, провела многие недели в палатке, а затем месяцы в микроавтобусе. Опыт — прекрасный учитель. Изначально я практически ничего не знала о кочевниках, но в итоге была восхищена их креативностью, стойкостью и щедростью. Зачастую это люди, пережившие невероятные тяготы в жизни».
Для Ферн Эмпайр был не просто местом, где она прожила свою жизнь, но и напоминанием о её супруге Бо, скончавшемся после продолжительной и тяжёлой болезни. Женщина предстаёт перед зрителями несколько в депрессивном образе, не стремится общаться с людьми и любит одиночество, но это всего лишь маска. Ферн настолько погрязла в своих проблемах, что хочет вырваться из них, «сжечь все мосты» и уехать, куда глаза глядят. Купить дом на колесах — это было целиком и полностью её решение, ведь после увольнения Ферн предлагали кров, она бы точно не пропала и не стала бездомной. Главная героиня не ищет себе постоянный дом, она жаждет свободы. Одиночество для неё — не тягота, а образ жизни, к которому привыкаешь и которым постепенно начинаешь наслаждаться.
Интересно, что Фрэнсис Макдорманд и Дэвид Стрэтэйрн — единственные актёры в фильме. Остальные — настоящие кочевники, которые рассказывают свои не приукрашенные истории, без гламура и пафоса. Они играют самих себя, что делает фильм ещё более интересным: вот Линда Мэй, активная старушка, которая не боится работы и знает многое о кочевом образе жизни, вот Суонки, которая постоянно играет против правил, собирает камни и борется с раком, вот Боб Уэлсс — организатор «рандеву бродяг на колесах» и мужчина, потерявший сына. Использование обычных людей — это «фишка» Чжао, этот приём она использует во многих своих фильмах. Поэтому Фрэнсис так понравилась её картина «Наездник». Эмоции этих людей не сыгранные, а живые — они пережили то, о чём повествуется в фильме. Поэтому «Земля кочевников» больше смотрится как документальное кино, а не как художественное. Дорога, пустыни, горы, закаты, рассветы, бесконечное небо, звёзды, природа — всё это смотрится настолько органично, что успокаивает. Зритель даже может понять желание Ферн бросить стабильную жизнь и отправиться в неизвестность, перебиваясь случайными заработками.
Зимой Ферн устроилась на сезонную работу в сортировочный центр Amazon, затем по совету Лины отправилась на «рандеву бродяг на колёсах» в пустыне Кварцсайт. Организатор мероприятия поддерживает кочевников, которым нужна помощь и поддержка. По мере своего путешествия Ферн будет осваивать новые навыки, учиться выживанию, добывать пищу и наслаждаться бескрайними просторами запада Америки. Ферн работала администратором лагеря в кемпинге «Кедровый перевал», в одной из закусочных, перерабатывала сахарную свеклу на крупном заводе, после вновь возвращается в Amazon. Всё для того, чтобы почувствовать свою независимость и не быть привязанной к одному месту.
Исполнительница главной роли Фрэнсис Макдорманд говорит, что ей действительно пришлось работать на тех предприятиях, которые были показаны в фильме: «В роли Ферн я "работала" в рядах реальных сотрудников центра обработки и исполнения заказов компании Amazon, на фабрике по переработке сахарной свёклы, в кафетерии на туристическом объекте и в качестве распорядителя лагеря в Национальном парке. В большинстве случаев меня не узнавали, принимая за обычную работницу. Конечно же, я не вырабатывала ту норму часов, которая требуется на этих позициях. Мы старались дать представление о реальной работе и её последствиях: физические трудности и дискомфорт для пожилого человека, но и радость от работы и жизни на природе в качестве распорядителя лагеря, и ощущения, что ты нужен, ну и от дохода, который дают все эти работы».
Нельзя не отметить любовную линию Ферн и другого кочевника — Дэвида, с которым женщина познакомилась на танцах. Пусть они провели не так много времени друг с другом, но этого хватило, чтобы Дэвид проникся тёплыми чувствами к Ферн. Взаимностью она ему, к сожалению, не ответила, и когда мужчина предложил героине остаться с ним и жить в гостевом домике у его сына, Ферн собирает вещи и уезжает.
Боб Уэлсс, один из кочевников, сыгравший в фильме, рассказывает: «Я был бездомным и жил в микроавтобусе. Это был очень трудный период в моей жизни. А затем произошла странная штука: когда я решил все проблемы и нашёл все решения, я влюбился в дорогу, в свободу. До этого я делал всё, что предписывало общество: нашёл работу, женился, завёл детей, купил дом... Но это не принесло мне счастья. А здесь я сделал всё с точностью до наоборот, и впервые в жизни я был счастлив. Это заставило меня засомневаться во всём, что я знал». Тема свободы проходит через весь фильм. Кочевники — это не бездомные люди, какими их считают многие. Они по-настоящему свободны и ни от кого не зависят. Сегодня они живут здесь, а завтра отправились на другое место. Их не ограничивает ни начальник, ни работа, ни семья — они живут так, как хотят.
Линда Мэй описывает свою кочевую жизнь: «Люди, которых я повстречала в дороге, никогда бы не появились рядом со мной из-за различий в профессиональной деятельности, образе жизни или месте проживания. Наши пути были совершенно разными, но, когда они пересеклись, между нами моментально установилась атмосфера товарищества, поддержки и заботы. Дружба, на построение которой могли уйти долгие годы, возникла так быстро, потому что нас связывает общая кочевая жизнь».
Роуд-муви «Земля кочевников» — это авторская картина, череда эпизодов, в которых демонстрируются тонкости жизни людей, выбравших кочевой образ жизни. Можно сказать, что как такового сюжета в картине нет. Поиск подработки, постоянные переезды, сломанные фургоны, «вечеринки» под открытым небом, добрые и бескорыстные люди… Кому-то такой образ жизни может показаться диким, отбросить на несколько веков назад, но для кочевников дом — это не постоянная крыша над головой, офисная рубашка и подъём на работу к 8 утра, для них дом — это там, где они чувствуют себя едиными с природой, где их понимают и принимают. «Земля кочевников» понравится людям, которые любят дорогу, свободу и готовы завтра бросить всё и отправиться в путь. Никогда не поздно начать всё сначала и жить так, как тебе того действительно хочется.
Источник фото: WDSPR
Читайте самое интересное от Mainstyle на ЯНДЕКС.ДЗЕН
Комментарии