Секция статей

mainstyle logo

Жан-Люк Годар – икона и иконоборец кинематографа, скончался в Швейцарии

Жан-Люк Годар – икона и иконоборец кинематографа, скончался в Швейцарии

Широко известный как один из лучших авторских режиссёров в истории, Годар был отцом-основателем движения Новой волны во французском кино. Он приобрёл известность в 1960-х годах после выхода своего новаторского фильма «На последнем дыхании». Влияние его работ было настолько сильным, что кинокритик и основатель Нью-Йоркского кинофестиваля Ричард Руд однажды сказал: «Есть кино до Годара и кино после Годара». Радикальный в своем подходе к производству, он стал пионером в технике съёмок на ручные камеры и без точного сценария. Сам пренебрежительно относясь к сложившимся кинематографическим традициям, режиссёр Квентин Тарантино высоко оценил способность Годара «тыкать носом в технику кино, но всегда находить какую-то умную антиверсию техники».

Жан Люк считал свою работу антитезой голливудскому производству, которое он описал как «сделанное в основном юристами и продюсерами». Когда в 2010 году он был удостоен почётного «Оскара», то не поехал на церемонию. «Если Академии нравится это делать, пусть они это делают. Но я думаю, что это странно», — сказал тогда Годар. «Я спросил себя: “Какие из моих фильмов они видели? Действительно ли они знают мои фильмы?”»

Жан-Люк Годар съёмках фильма «Пьеро ле Фу», 1965Жан-Люк Годар съёмках фильма «Пьеро ле Фу», 1965

Чувствуя себя более комфортно на европейском фестивальном кругу, он был номинирован на премию Венецианского кинофестиваля «Золотой лев» восемь раз, получив почётную награду в 1982 году. Номинированный на премию Каннского кинофестиваля «Золотая пальмовая ветвь» девять раз, он получил приз жюри лишь в 2014 году в возрасте 83 лет за ленту «Прощай, речь». А уже в 2018 году Годар получил специальную «Золотую пальмовую ветвь», первую в истории, за свой антиутопический фильм «Книга образа».

Его пренебрежительное отношение к Голливуду было частью его духа. После того, как «Бездыханный» был хорошо принят на Каннском кинофестивале 1960 года, режиссёр сказал журналисту: «У меня сложилось впечатление, что я люблю кино меньше, чем год назад — просто потому, что я снял фильм, и этот фильм был хорошо принят. Поэтому я надеюсь, что мой второй фильм будет воспринят очень плохо, и что это заставит меня захотеть снова снимать».

Умер Жан-Люк ГодарЖан-Люк Годар, 1998

Родившийся в Париже в 1930 году, Годар вырос с комфортом. Второй из четырёх детей, чья мать происходила из богатой видной французской семьи, а отец был врачом. Большая часть детства прошла в Швейцарии, куда семья переехала в 1931 году, хотя Годар регулярно посещал Париж и вернулся туда, поступив в Сорбонну в 1949 году. Именно в этот период он открыл для себя «Синематеку Франсез», архив французских фильмов. Его увлечение росло, когда он посещал регулярные показы, и, учитывая его стремление стать романистом, он начал писать о кино критические заметки вместе со своим другом Франсуа Трюффо, которого он встретил на показах.

В 1954 году именно Трюффо осудил французскую кинематографическую традицию, призвав режиссёров работать художниками. Эссе стало манифестом для движения Новой волны, главными архитекторами которого стали Трюффо и Годар вместе со своими друзьями и сотрудниками Эриком Ромером, Жаком Риветтом и Клодом Шабролем. Трюффо и Годар позже поссорились, когда первый перешёл в коммерческое кинопроизводство. Годар осудил его работу, а Трюффо назвал Годара «куском дерьма на пьедестале». Даже перейдя в кинопроизводство, он все ещё считал себя критиком, объясняя, что «вместо того, чтобы писать критику, я делаю фильм».

Умер Жан-Люк ГодарЖан-Люк Годар, 2010

После выхода «На последнем дыхании» Годар за восемь лет выпустил ещё 14 фильмов, став лицом новой кинематографической традиции в то время, когда публика начала «ходить на иностранные фильмы ради имени режиссёра, а не звёзд». В этот период Годар часто сотрудничал со своей первой женой и музой Анной Кариной. Их первый совместный фильм «Маленький солдат» был запрещён в Париже из-за его отношения к алжирской войне, но Карина появилась ещё в семи его фильмах, а её роль в ленте «Женщина есть женщина» принесла ей награду за лучшую женскую роль на Берлинском кинофестивале.

Его фильмы всегда хорошо описывались словами, «трудно смотреть и трудно перестать смотреть». Годар не просто иконоборец. Он — преднамеренный «разрушитель» кино, и этот дух остался с ним до самой старости.

Источник фото: Gettyimages

Всё самое интересное от Mainstyle в разделе ТОП-10

Комментарии

Оставить комментарий
Закрыть
Вы можете оставить отзыв
Ваше имя:
Email:
Введите комментарий:
Показать еще

На сайте исользуются файлы cookies, они делают его удобнее. Посещая страницы сайта, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности, Политикой обработки персональных данных и передачей файлов cookies третьим лицам. Ознакомиться с Политикой и понять, зачем нужны файлы cookies и как прекратить сбор данных, можно здесь.

ок

Ваше сообщение было успешно отправлено нам. Спасибо!