#BoycottTopshop: как секс-скандал повлиял на продажи бренда
На прошлой неделе сэр Филип Грин, председатель компании Arcadia Group, владеющей несколькими модными марками, включая Topshop, был назван объектом месячного расследования лондонского издания Daily Telegraph в отношении его предполагаемых сексуальных домогательств и расистских высказываний в сторону сотрудников компании. Более того, Грин использовал свои большие связи и даже давал взятки, чтобы заставить замолчать пять бывших сотрудников, а также добился судебного запрета на публикацию расследования в Telegraph. Раскрыл всю эту схему один из членов британской Палаты лордов – Питер Хейн. Он выступил перед собранием лордов:
«Со мной связался человек, тесно вовлечённый в дело влиятельного бизнесмена, который пользуется соглашениями о неразглашении и платит большие деньги, чтобы скрыть правду о серьёзных и систематических сексуальных домогательствах, расизме и агрессивном поведении, которое продолжается до сих пор. Я считаю своим долгом воспользоваться парламентской привилегией и назвать имя Филипа Грина. Он – этот бизнесмен. Однако суд запретил газетам публиковать его имя и детали истории, несмотря на то, что она определённо представляет общественный интерес».
Выступление породило волну публикаций в прессе и обсуждений в Интернете. Грин как мог отрицал все возможные обвинения: «В той мере, в какой предполагается, что я виновен в незаконном сексуальном или расистском поведении, я категорически и полностью отрицаю эти утверждения». Правда, ничем не подтвердил свою позицию. А вот против Филипа аргументов достаточно. Он известен своими грубоватыми манерами, жёстким стилем управления и периодическими случаями запугивания, особенно в отношении молодых женщин. А в 2016 году Грина назвали «неприемлемым лицом капитализма» после того, как он продал сеть магазинов British Home Stores, или BHS, другому магнату – Доминику Чаппеллу – за £1, поставив десятки тысяч рабочих мест и пенсий под угрозу.
Скандалы VS продажи
Как это ни странно, но корпоративные скандалы не часто влияют на общественное сознание и не наносят ущерб крупным потребительским брендам. Например, ранее в этом году несколько топ-менеджеров уволились из Nike в рамках широкого расследования нарушений на рабочем месте. При этом восприятие потребителей и доверие инвесторов оставались стабильными. Аналогичным образом произошло и с компанией Primark – ирландским ритейлером одежды. В 2013 году в Саваре (Бангладеш) обрушилась фабрика Rana Plaza – это был один из поставщиков бренда. Здание было построено с нарушениями, и накануне происшествия на его фасаде были обнаружены крупные трещины. Ответственные службы приказали эвакуировать людей, но это сделал только банк и несколько располагавшихся там же магазинов, а все швейные предприятия продолжили работу. В результате катастрофы погибли 1129 человек. Парадокс, но этот ужасный случай никак не повлиял на динамику продаж Primark.
Эксперты fashion-рынка видят в этом простую причину: большинство покупателей не знают имена владельцев розничных сетей, поэтому им по большей степени всё равно. Тем не менее всегда находятся активисты. Именно они в данный момент призывают к бойкоту Topshop. Хештег #BoycottTopshop и хештег #PinkNotGreen, обыгрывающий позицию феминисток по отношению к мистеру Грину, уже появились в социальных сетях. Digital-агентство Preen провело анализ социальных медиа и зафиксировало рост негативных настроений по отношению к Topshop со времён последнего скандала. За последний месяц негатив вырос на 37 %, а положительные настроения снизились на 12 %.
Худший день
Более неподходящего момента сложно придумать. Концерн и без того фиксирует снижение продаж, а конкуренты – платформы Boohoo и Asos – не дремлют. В своей последней финансовой отчётности Arcardia Group, владеющая такими брендами, как Topshop, Wallis, Dorothy Perkins, Evans, Miss Selfridge и Burton, сообщила, что объём продаж упал до $ 2,5 млрд по состоянию на август 2017 года, что означает снижение на 5,6 % в годовом исчислении, а операционная прибыль упала и вовсе на 40 % до $ 124 миллионов. Аналитики предполагают, что снижение продаж происходит на фоне жёсткой конкуренции со стороны уже упомянутых онлайн-игроков и падения доверия среди местных потребителей.
Филип Грин, вероятно, готовится продать часть бизнеса или вообще всю свою долю в Arcardia Group, чтобы как бы отделить своё имя и связанный с ним скандал от деятельности концерна. Но секс-скандал может снизить его шансы на успешное обеспечение сделки. А что покупатели? Согласно опросам, они с большой долей вероятности изменят своё отношение к бренду и пересмотрят свои пристрастия в выборе одежды, если обвинения в сторону Филипа Грина будут доказаны. Так что, возможно, Topshop ждут новые испытания.