Одним глазком в ателье Chanel Métiers d’Art
Где вышивают кутюрные платья Chanel? Где создавали жуков-скарабеев для последней pre-fall-коллекции и даже кроили золотые ботинки, переходящие в золотые же брюки для Фарелла Уильямса? Именно тут, в пяти ателье Métiers d’Art, причём каждое отвечает за свою отрасль. Lesage и Montex вышивает, Lemarié обрабатывает перья, в Massaro шьют обувь, а в Maison Michel изготавливают шляпы. Лагерфельд создал концепцию Métiers d’Art в 2002 году как способ признания усилий ателье, которые часто остаются «за кадром». И вот не так давно он заявил, что построит отдельный центр для кутюрных мастерских площадью почти 275 000 квадратных футов. Комплекс зданий возведут к 2020 году на площади Пор-д'Обервилье, которая находится на границе 19-го округа Парижа и его пригорода – Обервилье. Уже известно, что архитектор Руди Риччотти спроектировал полосатый бетонный корпус, вдохновлённый тканью. На данный момент ателье распределены по городу. Одни находятся в том же Обервилье, другие – в Пантине, это примерно в получасе езды от знаменитого адреса Шанель на Рю Камбон.
Например, в «вышивальном» ателье Maison Lesage находится архивный зал, где размещены более 75 000 образцов вышивок. Они распределены по деревянным ящичкам, имеют систему каталогов и вообще напоминают библиотеку. Среди архивов есть даже образцы 1858 года. До своей смерти в 2011 году Франсуа Лесаж в течение десятилетий развивал сотрудничество со всеми крупными домами моды в Париже, в первую очередь с Yves Saint Laurent, клиентом также была Эльза Скиапарелли. Примерно 80 % работниц мастерской составляют женщины. И, несмотря на развитие технологий, они по-прежнему используют иглу, нить, бисер, кальку, перфоратор и войлочную подушку, напудренную мелом. Кажется странным тратить многие часы на вышивку небольшого элемента наряда, но директор ателье, Юбер Баррер, говорит, что такое количество времени на детали – это и есть роскошь.
«Время – деньги, а если у вас 50 или 100 часов вышивки в одном наряде, то цена будет колоссальной. Но Chanel делает это, и делает это хорошо. А значит, это продаётся».
В обувном ателье Massaro, расположенном на месте старой фабрики спичек, каждый ремесленник имеет свою собственную рабочую станцию, изобилующую инструментами, которые, вероятно, мало изменились с момента открытия первого ателье индивидуального сапожника в 1894 году. За десятилетия работы мастерской сформировался внушительный список частных клиентов. Архив насчитывает около 45 000, и индивидуальная мерка каждого подвешена рядами от пола до потолка вдоль мобильной стеллажной системы. Художественный руководитель Жан-Этьен Прач может показать формы для обуви, созданные для Опры Уинфри, Киры Найтли и Андре Леона Телли, а также пару головокружительных платформ (разумеется, для Леди Гаги). Кстати, золотые сапоги для Фаррела – это 60-часовая работа. Уверены, что теперь вы будете по-другому смотреть коллекции Métiers d’Art. Впрочем, оно и правильно.