Уйдет ли фитнес-индустрия в офлайн?
Фитнес-клубы закрыты уже несколько недель. Кто-то воспользовался каникулами и с чистой совестью проводит время на диване, кто-то пытается найти подходящий формат тренировок в онлайне. Фитнес-центры тем временем пытаются скостить размеры арендной платы за пустующие залы и придумывают, как поддержать своих тренеров, около 80% дохода которых раньше держалось на персональных тренировках.
До и после
Российский рынок фитнес-клубов оценивается в 160 млрд рублей. До этого года он демонстрировал хорошую динамику и даже оценивался как один из самых перспективных. Коронавирус спутал все планы. Сегодня крупные операторы и маленькие йога-студии практически в равных условиях — все они «сражаются» с владельцами помещений, пытаясь получить отсрочку по арендным платежам. Правда, тем, кто всегда ориентировался на годовые и полугодовые абонементы всё-таки проще, — некоторый запас прочности у них всё-таки есть. Если же речь идёт об отдельных сайклинг-студиях, секциях по растяжке или отделениях EMS-тренировок, они, как правило, продавали отдельные тренировки или небольшие блоки занятий. В этом случае финансовая подушка чаще всего стремится к нулю.
Некоторые арендодатели выгоняют тех, кто не в состоянии платить, и ничтоже сумняшеся предлагают освободившиеся помещения конкурентам — они ведь уже приспособлены под фитнес-клуб. Однако российская Ассоциация операторов фитнес-индустрии (АОФИ) выступила с ответной петицией, в которой самые ответственные члены индустрии обязуются в течение года не занимать помещения конкурентов, которые освободились из-за вынужденного закрытия клубов. Пока инициативу поддержали 30 фитнес-сетей.
Не успели к лету
Для многих фитнес-клубов март — это стратегически важный месяц. Именно в марте и начале апреля наблюдается приток клиентов — многие начинают готовиться к лету и отпускному сезону. Позже следует спад — новые абонементы в летние месяцы приобретаются редко. Поэтому сейчас у клубов фактически перекрыт кислород, они не могут продавать впрок и пропускают одни из самых важных месяцев в году.
Уже сейчас продажи в отрасли упали в среднем на 70%, а эксперты считают, что общие потери составят около 103 млрд рублей. Под угрозой сокращения более 600 000 человек, так или иначе задействованных в фитнес-индустрии. И даже после выхода из карантина потребители фитнес-услуг ещё долго будут бояться оплатить дорогой годовой абонемент, а скорее предпочтут какое-то время заниматься при помесячной оплате. Таким образом вся индустрия может восстанавливаться ещё несколько лет.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Виртуальная альтернатива
Сейчас практически весь рынок фитнеса перешел в онлайн. Клубы делают прямые эфиры с тренировками, запускают мобильные приложения и фитнес-марафоны, тренеры дистанционно консультируют клиентов по питанию. Но важно понимать, что большинство организаций никогда даже не пытались заниматься онлайн-продвижением, а эту нишу тем временем заняли более сильные игроки — онлайн-проекты вроде «Бешеной сушки», SEKTA или Университета фитнеса Екатерины Усмановой. Они уже давно в этом дистанционном поле и прекрасно понимают, как выстраивать коммуникацию и воронку продаж. Поэтому пока традиционные фитнес-центры просто занимаются поддержкой существующей базы клиентов и сбором траффика.
Что дальше?
Как это ни странно, но свет в конце тоннеля тоже есть. Многие начнут тратить на то, что по-настоящему важно — на своё здоровье. Поняв, что новые дизайнерские туфли в период пандемии не спасут, а вот хороший иммунитет может пригодится. К примеру, именно после 2008 года в США был фитнес-бум — тогда все прогоревшие на Уолл-стрит менеджеры отправились искать новые цели в жизни.
Кроме того, диджитализация фитнеса откроет новые перспективы, рынки и клиентов. Кто-то поймёт, что фитнес — это доступно, несложно и может стать частью распорядка дня. Так что клиентов можно будет привлекать ещё и в онлайне. Это сделает тренажёрные залы более мобильными и уже не такими зависимыми от той же аренды. Возможно, это станет новым шагом во всей индустрии.
Источник фото: World Class